Канон Ветхозаветный
КАНОН ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ. В последнее время термин «канон» получил распространение в среде еврейских богословов, став обозначать 35/39 книг еврейского Танаха, имеющих собственные наименования. Строго говоря, собственные именования имеют 36 книг, хотя соответствующие отдельным книгам части книг Шмуэль (Самуила), Мла-хим (Царей) и Диврей гаямим (Хроник) в еврейской Библии пронумерованы буквами алэф и бэт. Таким образом, разница в счете книг Танаха (35, 37 или даже 39) объясняется тем, что в еврейском Священном Писании некоторые книги попарно объединены под одним заголовком; книга Самуила — это 1-я и 2-я книги Царств, книга Царей — это 3-я и 4-я книги Царств, Эзра — это книги Ездры и Неемии, а Хроники — это 1-я и 2-я книги Паралипоменон. Само слово «Танах» - акроним, составленный из первых букв слов «Тора», «Невиим» и «Ктувим». Оно имеет то же значение, что и Сиф-рей ха-кодеш («священные книги») и некоторые другие термины (ха-сфарим, китвей ха-кодеш), обозначающие Священное Писание.
Канонические книги уже с первых веков христианства противопоставлялись, с одной стороны, псевдоэпиграфам, или так называемым «ложноозаглавленным книгам», авторы которых подписывали свои вставки в канонический текст именами авторитетных библейских персонажей, а с другой — апокрифам, достоверность которых не могла не вызвать сомнений, таким, например, как: «Евангелие Фомы», «Евангелие Детства Иисуса», «Евангелие Никодима», «Деяния» и «Проповедь» Петра и Павла, «Деяния Андрея», «Переписка Павла и Сенеки», «Апокалипсис Петра».
К.в. состоит из 39 книг, которые в еврей-ской традиции группировались по числу букв еврейского, а позднее — греческого алфавита в 22 и 24 книги соответственно. Деление еврейского Священного Писания (Китвей хакодеш) на три раздела: Тору (Учение), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания) — явилось результатом исторического процесса их формирования и догматизации, а не итогом классификации текстов по содержанию и стилю, о чем свидетельствует состав книг двух последних разделов. Протоканон Пятикнижия, в которое входят: Брейшит (Бытие), Шмот (Исход), Ва-икра (Левит), Ба-мидбар (Числа), Дварим (Второзаконие) — начал формироваться еще при царе Иосии (640-609 гг. до н.э.) в 622 г. до н.э. Ка-нонизация структуры Пятикнижия произо-шла в период вавилонского плена (586—538 гг. до н.э.). В результате просветительской и священнической деятельности Ездры в 444 г. до н.э. началось систематической собирание текстов Торы. Однако существует предположение, что вплоть до I в. не имелось окончательной и неизменной редакции Торы.
Пророческий корпус был завершен к 323 г. до н.э. и в середине III в. до н.э. кано-низирован. Первые четыре книги Невиим: Иегошуа бин-Нун (Иисуса Навина), Шофтим (Судей Израилевых), Шмуэль (Самуил, в русской традиции — 1-я и 2-я книги Царств), Млахим (Цари, в русской традиции — 3-я и 4-я книги Царств) представляют собой хроники и получили наименование «Невиим ришоним» («Ранние пророки»), поскольку их авторство приписывалось Иисусу Навину, Самуилу и Иеремии. К «Поздним пророкам» («Невиим ахароним») относят трех «великих»: Ирмеягу (книга Иеремии), Йехезкель (книга Иезекииля), Йешаягу (книга Исайи) и 12 «малых» пророков: Гошеа (книга Осии), Йоэль (книга Иоиля), Амос (книга Амоса), Овадья (книга Авдия), Йона (книга Ионы), Миха (книга Михея), Нахум (книга Наума), Хаваккук (книга Аввакума), Цфания (книга Софонии), Хаггай (книга Аггея), Зхарья (книга Захарии), Малахи (книга Малахии).
Последний раздел Танаха — Ктувим объединяет 11/12 книг самых различных жанров: литургическую и светскую поэзию, дидактические и исторические трактаты, профетические и апокалиптические откровения. В силу такого разнообразия текстов догматазация корпуса Ктувим произошла сравнительно поздно — лишь в конце 11 в. В Ктувим входят следующие книги: Рут (Руфь), Теги- лим (Псалмы), Иов, Мишлей (Притчи Соломоновы), Когелет (Екклесиаст), Шир гаширим (Песнь Песней Соломона), Кинот (или Эйха — Плач Иеремии), Даниэль (Даниил), Мегилат Эстер (Есфирь), Эзра (Ездра) и Нехемья (Неемия), Диврей гаямим (Хроники).
Таким образом, поскольку книги Ездры и Неемии, равно как и две книги Паралипо- менон, считаются за одну, всего в еврейском Священном Писании оказывается 24 книги: 5 Торы, 8 Невиим (по четыре в Невиим ришоним и Невиим ахароним, т.к. 12 «малых пророков» считаются одной книгой) и 11 Ктувим. Если, кроме того, объединить в одну Шофтим и Рут, а также Ирмеягу и Кинот, как это делал, например, Иосиф Флавий, количество книг сократится до 22 и будет соответствовать числу букв еврейского алфавита. Эти 22/24 книги еврейской Библии, окончательно систематизированной к середине II в. (поскольку только к этому времени раввинатом была обоснована ритуальная «чистота» книг Есфири, Екклесиаста и Песни Песней), входят в Септуагинту и признаются каноническими всеми христианскими конфессиями.
В истории формирования христианского К.в. возможно выделить несколько периодов: I-III вв., IV—V вв., VI—VIII вв. и позднейший (вплоть до XIX в.). К первому периоду относятся, в частности, не дошедшие до нас труды Мелитона Сардийского (ум. до 177 г.) — «Ключ» и «Предисловие к извлечению из священных книг» (сохранился лишь поздний псевдоэпиграф IX в.), а также утраченные гекзаплы и октаплы Оригена (ум. в 254 г.), предпринявшего попытку фун-даментального критического перевода Библии и поместившего параллельно с еврейским подлинником различные редакции греческого: транскрипцию, переводы Акилы, Симмаха, Александрийский (Септуагинту), Феодотиона и др. Но наиболее распространенной греческой редакцией К.в. оставалась Септуагинта. Ее корпус составляют 47 книг [по другому счету 53], в том числе 14 текстов, впоследствии признанных неканоническими: 1-я книга Ездры (девтероканон); Иудифь; Товит; четыре книги Маккавейских; Песни (дополнение к Псалмам Давида, состоящее из «Песни трех святых детей в пещи огненной», «Молитвы царя Манассии в плену вавилонском» и других гимнов); Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Псалмы Соломона; Варух; Сусанна (дополнение к книге Даниила); Вил и Дракон (дополнение к книге Даниила).
Ко второму периоду относится установление Лаодикийским собором (впервые в истории восточно-христианской церкви) К.в., насчитывающего 22 книги, о чем свидетельствует полный перечень этих книг, содержащийся в 60-м правиле указанного собора, однако их состав и порядок по сравнению с Танахом несколько иной: а) Бытие; б) Исход; в) Левит; г) Числа; д) Второзаконие; е) Иисус Навин; ж) Судии, Руфь; з) Есфирь; и) Царств 1-я и 2-я; к) Царств 3-я и 4-я; л) Паралипоменон 1-я и 2-я; м) Ездры 1-я и 2-я; н) Псалмы; о) Притчи Соломона; п) Екклесиаст; р) Песнь песней; с) Иов; т) 12 (малых) пророков; у) Исайя; ф) Иеремия, Варух, Плач и Послание Иеремии; х) Иезекииль; ц) Даниил. Двадцать четвертое правило Карфагенского собора повторяет 36-е правило Иппонского собора 393 г. и в список канонических книг Ветхого Завета включает: Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Товит и Иудифь, но не упоминает Маккавейские книги. Такой канон являлся особенностью Карфагенской церкви. Следует отметить, что 85-е апостольское правило также содержит подробный перечень библейских книг, но оно не преследует цели изложения канона Священного Писания, поскольку называются как канонические, так и неканонические книги. Среди последних: три книги Макка- вейских и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Кроме того, в списке значатся два послания римского епископа Климента и восемь книг «Апостольских постановлений», которые вообще никогда не рассматривались как составная часть библейского канона. Из чего следует вывод, что это правило имеет характер рекомендательный и содержит совет благочестивым христианам читать именно указанные книги в противовес «ложноозаглавленным (…) книгам нечестивых».
Этот порядок сохраняет в своем 39-м послании о праздниках (367 г.) Афанасий Александрийский, отдельно называя при этом неканонические книги, рекомендуемые для чтения: Премудрость Соломона, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товит, а также две книги, признаваемые современной патрологией апокрифическими: «Учение Апостолов» и «Пастырь» Ермы. Григорий Богослов, перечисляя книги Ветхого Завета, подразделяет их на три группы: 12 книг исторических (Пятикнижие, Иисус Навин, Судей, Руфь, две книги Царств, Паралипоменон, Ездра), 5 стихотворных (Иов, Псалмы и три Соломоновы: Екклесиаст, Песнь Песней и Притчи) и 5 пророческих (12 «малых пророков», Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил). В отличие от Амфилохия, который называет книгу Есфирь канонической, Афанасий Великий и Григорий Богослов так не поступили, поскольку алек-сандрийскими раввинами «Мегилат Эстер» (Есфирь) еще не была включена в корпус Танаха. Во всем остальном Амфилохий дублирует правило Григория Богослова, подразделяя тексты на те же три группы (поскольку деление канонических книг на законоположительные, исторические, дидактические и профетические появилось значительно позже). Тот факт, что некоторые книги различными поместными соборами или учителями церкви назывались то каноническими, то неканоническими, может быть объяснен, в частности, их наличием в Септуагинте и отсутствием в еврейском протоканоне — Танахе.
В последующие периоды формирования ветхозаветного корпуса произошла канонизация латинской Vulgat'bi Иеронима Стридонского (ум. в 420 г.) на Тридентском соборе 1546 г., славянского перевода IX в. Кирилла (ум. в 869 г.) и Мефодия (ум. в 885 г.), немецкого перевода 1534 г. Мартина Лютера (1483—1546) и многих других редакций и переводов.
Вульгата обнимает практически весь корпус текстов Септуагинты (за исключением 4-й книги Маккавейской, книги Песен, Псалмов Соломона, Сусанны, Вила и Дракона) и относит к неканоническим только Молитву Манассии, 3-ю и 4-ю книги Ездры [4-я книга Ездры - то же самое, что 2-я Ездры по другому счету, при котором различают еврейский подлинник Ездры-Неемии и девтероканон Ездры Септуагинты. — Прим. авт.] и 151-й псалом. В современный като-лический канон, насчитывающий в Ветхом Завете 45 книг, не входят 3-я книга Макка вейская, 3-я книга Ездры, Молитва Манассии, 151-й псалом и сирийское окончание книги Иова, имеющиеся в Септуагинте, Вульгате, славянском и русском переводах Библии.
Кирилл и Мефодий пользовались при пе-реводе каноном патриарха Никифора Кон-стантинопольского (ум. в 815 г.), в котором содержатся 22 канонических и 8 неканонических книг: три Маккавейские, Премудрость Соломона, Премудрость Сирахова, Псалмы Соломона, Есфирь, Иудифь, Сусанна, Товит.
Мартин Лютер в Ветхом Завете признавал каноническими 38 книг: Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, две книги Самуила, две книги Царств, две книги Хроник (Паралипоменон), Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклесиаст, Песнь Песней, Исайи, Иеремии (и Плач Иеремии в одной книге), Иезеки- иля, Даниила и 12 «малых пророков». Еще 14 книг Лютер считал апокрифами и поместил их отдельно между Ветхим и Новым Заветами: Иудифь; Премудрость Соломона; Товит; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Варух; 1-я и 2-я книги Маккавейские; заключительная часть Есфири; История Сусанны и Даниила; Вил; Дракон; Молитва Азарии (из «Песен» Септуагинты); Песнь трех отроков в пещи огненной; Молитва Манассии.
Современный русский перевод Библии (1956—1968) состоит из 50 книг: Пятикнижия Моисеева, книги Иисуса Навина, книги Судей Израилевых, Руфи, четырех книг Царств, двух книг Паралипоменон, 1-й книги Ездры, Неемии, 2-й книги Ездры, Товита, Иудифи, Есфири, Иова, Псалтири, Притчей Соломоновых, Экклесиаста, Песни Песней Соломона, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Исайи, Иеремии, Плача Иеремии, Послания Иеремии, Варуха, Иезекииля, Даниила, 12 «малых пророков», трех книг Маккавейских и 3-й книги Ездры. Таким образом, в русской и славянской (в несколько ином порядке) Библиях среди канонических книг помещены неканонические.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 239-241.