Канон (Кузнецов, 2007)
КАНОН (от греч. κανών) - полисемантичный термин, по отношению к которому можно выделить как минимум пять групп его значений: древнейшие (бытовые) значения, церковно-юридические, библеистические (или текстологические), литургико-богослужебные и современные (общенаучные).
1. Уже в древности это слово имело несколько значений: а) прямая рукоять щита;
б) ткацкий челнок; в) веревка с грузилом на конце (отвес, лот). В дальнейшем им стали обозначать преимущественно прямой шест (изначально — ровный стебель тростника, kanh) или отвес, вообще, любой эталон или инструмент для проведения горизонтальных и вертикальных линий, что, видимо, могло послужить причиной появления переносного значения этого слова: правило, норма, образец. Греческие медики, музыканты, грамматики, геометры называли К. свод основных положений или аксиом своей области знания.
2. В христианской традиции слово Kotvwv сохраняет свою полисемантичность. К. именовалось и правило веры, и правило истины, т.е. четкая вероучительная формулировка, будущий символ веры. Вслед за античными юристами, именовавшими К. правило прецедента, ап. Павел употребляет его в своих посланиях (Гал. 6:16; Флп. 3:16) как синонимичное слову nomov — закон (также обычай и музыкальный лад), обозначая им моральную и юридическую норму, правило христианской жизни: «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал. 6:16). В греческих списках Нового Завета существуют различные редакции указанного стиха из Послания к Филиппийцам. В некоторых из них слово κανών отсутствует (см., например: Novum Testamentum Graece. - 26. Auflage, Stuttgart, 1981. S. 520 и прим. к 16-му стиху).
Церковное (каноническое) право до сих пор использует слово «К.» в этом последнем его значении, а также в смысле дисциплинарных постановлений: апостольских, соборных и святоотеческих правил. В этом случае разводят такие понятия, как: Kavcov (церковное правило), ород (догматическое определение Вселенского или иного собора), уоцод (гражданский закон). Свод канонических правил, которыми до сих пор руководствуются православные поместные церкви, впервые был официально утвержден на Трулль- ском соборе 692 г.
К. св. апостолов — это собрание 85 правил, регулирующих церковные отношения, созданное в конце III — конце IV в., вероятно, в Сирии или Египте на основании апостольских посланий и предания. В тесной связи с этими правилами находятся «Апостольские постановления» — памятник, возникший не ранее начала V в. и опирающийся на ряд различных источников, среди которых можно назвать греческий текст «Учения двенадцати апостолов» (Сирия, конец I — начало II в.) и сирийский текст «Учения кафолического двенадцати апостолов и святых учеников Спасителя нашего» (середина III в.).
К К. вселенских соборов относятся: 20 правил Никейского собора (325), 7 правил
I Константинопольского собора (381), 8 правил Ефесского собора (431), 30 (в католической традиции — 27) правил Халкидонского собора (451), 102 правила (в ранней католической традиции — 98) Трулльского (пято-шестого собора 691—692 гг.), 22 правила
II Никейского собора (787). На II и III Константинопольских соборах (соответственно, пятом 553 г. и шестом 680 г. вселенских) не было издано никаких К., но своеобразной компенсацией этого стали правила Трулльского собора, состоявшегося в Константинополе именно в тех же самых царских палатах (…), что и шестой вселенский, откуда и произошло название «Трулльского» и «пято-шестого». Поздняя католическая традиция не признает, наряду с некоторыми другими, правила этого собора каноническими.
К К. поместных соборов, общеобязательных для всех восточных церквей, относятся: 25 правил Анкирского собора (314), 15 правил Неокесарийского собора (между 315 — 325 гг.), 20/21 правило Гангрского собора (ок. 340) [поскольку в различных источниках порядковые номера правил не всегда совпадают — в зависимости от того, как группировали их составители, — через знак «/» даются наиболее часто встречающиеся варианты нумерации], 25 правил Антиохийского собора (341), 58/60 правил Лаодикийского собора (ок. 343), 20/21 правило Сардикийского (Сердикского) собора (343), 1 правило Константинопольского собора (394), 133 правила (в славянской «Кормчей» — 134 или 138 правил, а в «Афинской Синтагме» — 147) Карфагенского собора (419), 17 правил Кон-стантинопольского (двукратного) собора в храме св. Апостолов (861), 3 правила Кон-стантинопольского собора в храме св. Софии (879).
К. святых отцов — это послания 13 авто-ритетных епископов, написанные в виде ответов на частные вопросы других пастырей и богословов и утвержденные в качестве канонических Трулльским собором. К ним относятся: 4 правила Дионисия александрийского (ум. в 265 г.), 11/13 правил Григория неокесарийского (ум. в 270 или 272 г.), 13/14 правил Петра александрийского (ум. в 311 г.), 3 правила Афанасия Великого, александрийского (ум. в 373 г.), 92 правила Василия Великого (ум. в 379 г.), 15/18 правил Тимофея александрийского (ум. в 355 г.), 1 правило Григория Богослова (ум. в 389 г.), 1 правило Амфилохия иконийского (ум. в 395 г.), 8 правил Григория Нисского (ум. в 395 г.), 14 правил Феофила Александрийского (ум. в 412 г.), 5 правил Кирилла александрийского (ум. в 444 г.), 1 правило Геннадия константинопольского (ум. в 479 г.), I правило Тарасия константинопольского (ум. в 809 г.). Кроме названных к святоотеческим К. относят также ряд дополнительных: 65 правил Иоанна Постника, патриарха Константинопольского (ум. в 595 г.), 49 правил Никифора Исповедника, патриарха Константинопольского (ум. в 826 или 828 г.), II правил Николая, патриарха Константино-польского (ум. в 925 г.) и др.
Перечисленные К. входят полностью или частично в целый ряд хронологических и си-стематических канонических сборников, древнейшими из которых являются: Понтийский сборник (IV—V вв.), «Синопсис» (VI в.), «Синагога» Иоанна Схоластика (VI в.), «Номоканон в 14 титулах» (VI в., 2-я ред. — IX в.), «Каноническая Синтагма» (VI—VII вв.), «Номоканон в 50 титулах» (VI—VII вв.). На церковнославянском языке К. помещены в «Книге правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец», в «Кормчей книге» Саввы Сербского, а также (в сокращенном виде) в «Номоканоне при Большом Требнике».
В католической юридической литературе принято различать: a) jus canonicum, каноническое право, изучающее К. древней церкви и папские декреталы средневекового «Корпуса канонического права» («Corpus juris canonici», опубликован в 1234 г.), и б) jus ecclesiasticum, церковное право, касающееся дел церкви, независимо от законодательной власти — светской или духовной. В православной традиции такого четкого разграничения не имеется, и слова «церковное» и «каноническое» (право) принимаются как взаимозаменяемые. В связи с вышеизложенным пониманием слова κανών находится еще одна его трактовка — как монастырского устава, как правила монастырской бытовой и обрядовой деятельности. В значении нормы монастырской жизни его употребляли, например, в своих сочинениях Кирилл Скифо- польский (ум. в 557 г.) и Иоанн Мосх (ум. ок. 619 г.).
3. Кроме церковно-юридического, как было указано выше, имеется текстологическое значение слова κανών, поскольку «К.» именуется также перечень книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, признанных богодухновенными одной, несколькими или всеми христианскими конфессиями (см. Канон ветхозаветный, Канон новозаветный).
4. К литургико-богослужебным значениям слова «К.» следует отнести: а) правила церковных и апостольских чтений годового, суточного и других кругов богослужения; б) уставы церковного пения, чтения, иконописи (так, в русском православии известно множество неканоничных иконописных сюжетов и образов, к примеру, изображения Саваофа и встающего из фоба Христа); в) canon actionis католической ли-тургии — неизменяющаяся часть мессы, окончательно утвержденная папой Григорием I (ум. в 604 г.); г) песнопения особого жанра церковной гимнографии, окончательно сформировавшегося в VIII в. Каждый К. по-священ какому-либо персонажу или событию из священной или церковной истории, а также памяти какого-либо святого или сонма святых. Обычно состоит из 9 песен, по числу «песен библейских»: двух песен Моисея (Исх. 15:1-20 и Втор. 32:1—44), песни Анны, матери пророка Самуила (I Цар. 1:1-11), Аввакума (Авв. 3:1-19), Исайи (Ис. 26:9-20), Ионы (Ион. 2:3-11), Азарии (Дан. 3:26-57), трех юношей (Дан. 3:58—90) и Богородицы (Лк. 1:46-56; 68—80), из которых гимнографы заимствовали выражения и целые фразы. Вторая песнь К., в силу своего покаянного настроя, на праздничном богослужении не исполняется. Существуют также К., состоящие из большего числа песен (например, Покаянный К. Андрея Критского) или, наоборот, только из 2, 3 и 4 («двупесн- цы», «трипеснцы» и «четверопеснцы»). Каждая песнь подразделяется на один ирмос и несколько стихов, причем ирмосы в церкви поются, а стихи читаются. Единственный К., который поется целиком, — это пасхальный на утрени Христова Воскресения. Каждому стиху К. предшествует соответствующий празднуемому событию рефрен. К. представляют собой обширный раздел христианской гимнографии, авторами древнейших из них были выдающиеся христианские поэты и богословы — Андрей Критский (ум. ок. 726 г.), Козьма Маюмский (VIII в.), Феодор Студит (ум. в 826 г.), Иоанн Дамаскин (VIII в.). Собрание покаянных и праздничных К. в честь Иисуса Христа, Богоматери, апостолов, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, ан-гела-хранителя и святых помещается в молитвословах или составляет отдельную книгу — «Канонник»; д) монашеское келейное молитвенное правило.
5. В современном научном языке слово «К.» используется как синонимичное словам «правило», «устав», «порядок», «корпус текстов», «положение (какого-либо) учения». Так, Типитаку именуют «буддийским каноном» или говорят о «каноне античного ордера», «эстетическом каноне классицизма» и пр.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 236-239.