Йога (Кузнецов, 2007)
ЙОГА (санскр.) — одна из шести ортодоксальных систем индийской философии (даршан). Основываясь на брахманистском мировоззрении, метафизическая составляющая которого с наибольшей определенностью выражена системой санкьхя (за совпадение метафизических позиций обе даршаны часто объединяют в пару санкхья-Й.), теоретики Й. для достижения спасения предложили свою систематизацию сложившихся ранее в брахманистской культуре очистительных и медитативных практик. Целью названных практик было обеспечение контроля над телом и сознанием и перестройка сознания для постижения высшей истины, а именно тождественности личности и мирового чистого сознания (пуруши). Осознание этого ведет к освобождению (мокша) от временного опыта и экзистенциального страдания. Базовыми текстами системы являются «Йога-сутра» Патанджали (III в. до н.э.) и комментарий «Вяса-бхашья» Вьясы (IV в.). Патанджали определяет Й. как «прекращение различных состояний сознания» (Йога-сутра, 1,2) и излагает учение о восьми «опорах» Й., формирующих ее «восьмеричный путь». Это: а) обуздание (яма); б) соблюдение правил (нияма); в) положения тела (асана); г) регуляция дыхания (пранаяма); д) отключение чувств (пратьяхара); е) концентрация внимания (дхарана); ж) медитация (дхьяна) и з) транс (самадхи). Первая «опора» учит об-уздывать человеческие пороки и воплощать в жизнь пять принципов: ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров. Вторая «опора» предписывает соблюдение пяти предписаний: чистоты, удовлетворенности, аскетизма (умственного и физического), самообучения и преданности богу Ишваре. Асаны — это особые физические упражнения для совершенствования тела, состоящие в принятии «неподвижной и удобной позы» (Йога-сутра, 2,46) и сопровождающиеся релаксацией и медитацией на бесконечном. Пранаяма — дальнейшее совершенствование асан через регуляцию вдоха и выдоха, поскольку ритмы дыхания и сознательной деятельности тесно связаны. Овладение дыханием ведет к овладению сознанием. Пратьяхара — это техника отвлечения чувств от их объектов, она помогает полностью овладеть деятельностью органов чувств. На этой ступени Й. человек приобретает целый ряд сверхъестественных способностей: ему становится доступным знание прошлого и будущего существования, его сознание может покидать его тело и входить в другие тела, он может слиться с любым божеством и испытывать непреходящее блаженство.
Последние три ступени медитации называются самъяма. Различия между ними заключаются в том, что дхарана предусматривает фиксацию сознания на определенной точке пространства или объекте в течение короткого времени; дхьяна — длительную концентрацию на той же точке или объекте, в процессе которой достигают непрерывного невыразимого в словах потока сознания, сфокусированного на объекте медитации. Завершающий шаг «восьмеричного пути» — самадхи — глубокая безобъектная концентрация, при которой полностью прекращаются все модификации ума и человек идентифицирует себя с пурушей. Здесь нет разделения на субъект и объект, субъект исчезает. С помощью трех названных ступеней концентра-ции йогин получает еще ряд сверхъестественных способностей, вроде знания о прошлом и будущем любых объектов, знания значения звуков, издаваемых любыми существами, он может проникать в чужие сознания, может стать невидимым, обретает силу слона, знание отдаленных областей космоса, порядка и движения звезд, интуицию, всеведение, предвидение, сверхощущения и т.п. Он получает способность передвигаться со скоростью ума, использовать органы чувств, независимо от тела и, самое главное, может различить ум и душу. Система практик Й. Патанджали оказала влияние на все даршаны, как ортодоксальные, так и неортодоксальные (исключая чарваков-локаятиков); все они использовали ее как необходимую подготовительную ступень для постижения высшей истины.
В системе Й. была разработана собственная концепция освобождения. В ней субъект освобождения (человек) предстает как единство физического тела, души (пуруша), сознания (читта), ума (манас, буддхи) и эмпирического «я» (асмита-матра). Материальное (гуны) предоставляется в распоряжение пуруши для приобретения им чувственного опыта и достижения освобождения. Когда полностью прекращается активность сознания, прекращается активность гун, определяющих характеристики материи (пракрита). В «Йога-сугре» состояние освобождения определяется как такое состояние сознания, в котором «чистое сознание, установившееся в своей самости, само по себе» недоступно страданию.
Литература:
Классическая йога («Йога- сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. М., 1992.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 234-235.