Ишвара (Кузнецов, 2007)

ИШВАРА (санскр. Господь, Владыка) - термин в древнеиндийской религиозно-философской мысли, в индуизме служит для обозначения личного Бога, Создателя и Про- мыслителя мира. Концепция И., собственно, есть индуистский теизм (Ишвара-вада), подвергавшийся ожесточенной критике со стороны буддистов (хотя в позднем буддизме намечаются теистические тенденции) и джайнистов, как сторонников ниришвара-вады. Еще со времен вед Ишвару называют богом-дарителем (счастливой доли), впоследствии — богом личной судьбы. В ряде индуистских традиций все боги, включая верховных — Брахму, Вишну и Шиву (тримурти), осознаются в качестве проявлений, форм Ишвары. Он же, в свою очередь, в веданте осмысляется как проявление высшего трансцендентного, бескачественного (ниргуна) Брахмана, ста-новящегося через это сагуна-Брахманом, или И., приобретающим высшие положительные качества: всемогущество, всеведение и т.п., а также свойство быть Создателем, Руководителем и Разрушителем этого мира. Творческие функции И., обладающего особой миросозидательной силой (шакти, майя), нельзя рассматривать с точки зрения креационизма, т.к. мир эманирует из существа И., или он выступает в качестве Демиурга.

В философской системе йога, которую иногда называют «сешвара санкхья» («сан- кхья с Богом»), И. тождествен Пуруше, высшему «Я», который в отличие от низших, индивидуальных пуруш (душ) не вовлекается в сансару. В ньяе и вайшешике, философских теистических школах, И. понимается как Верховная Душа, промышляющая о мире с помощью адришты — «невидимой» силы закона кармы.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 232-233.

Понятие: