Внимание (Конт-Спонвиль)

ВНИМАНИЕ (ATTENTION). Обращение ума к наличной вещи (транзитивное внимание) или к самому себе (рефлексивное внимание). Второй вид внимания меньше связан с природными способностями человека, более утомителен и, по всей видимости, не может поддерживаться постоянно. Интроспекция открывает меньше возможностей для самопознания, чем действие и созерцание. «Абсолютно чистой формой внимания является молитва», — утверждает Симона Вейль. Действительно, молитва есть чистое присутствие присутствия, чистая открытость, чистое приятие.

Однажды Свами Праньянпад (47), приезжавший на несколько месяцев во Францию, встретился с настоятельницей женского монастыря. «Вы согласны с тем, что нужно постоянно молиться?» — спросила она его. «Конечно, — отвечал он. — Но что понимать под молитвой? Молиться значит хранить свое присутствие в том, что есть». Это и есть внимание, но не болтливое и выпрашивающее что-нибудь для себя, а безмолвное.

Тогда абсолютно нечистым вниманием я бы назвал вуайеризм как завороженность непристойным или мрачным. Это два крайних проявления внимания, его вершина и его дно, причем оба сладостны душе, потому что каждое по-своему дарит нам возможность самозабвения.

Вопреки тому, что утверждает Батай (48), я не верю, что эти две крайности могут сходиться. Другое дело, что они питаются из одного источника — так полагает Фрейд, и я не вижу оснований с ним не согласиться.

Примечания

47. Свами Праньянпад (1891—1974) — индийский философ, физик по образованию. Глубоко изучив традиционную индийскую философию, живо интересовался учением Фрейда и практикой психоанализа. Разработал собственную технику «освобождения духа», которой обучал своих последователей, в том числе на Западе.

48. Жорж Батай (1897—1962) — французский писатель и философ, автор мистической теории об одержимости человека силами природы, которая проявляется в сексуальной жизни и смерти и противостоит социальной жизни, подчиненной запретам и табу. Человек, способный преодолеть эти барьеры с помощью мистического экстаза, достигает состояния «суперморали», стоящего выше всех этических и религиозных норм.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 97.

Понятие: