Дух (Фролов, 1991)
ДУХ (лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Представители различных течений философии выделяют субъективный Дух (субъект, личность, индивид), абсолютизация которого ведет к субъективному идеализму, и объективный Дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности которого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривала Дух как условие и результат высших форм деятельности (например, для Аристотеля это мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой Дух — бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители нем. классического идеализма подчеркивали активность Духа, рассматривая его прежде всего с точки зрения деятельности самосознания. Так, Гегель понимал Дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие Духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает Дух как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов Дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17—18 века (Гоббс, Локк, Ламетри) понимали Дух лишь как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом — как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и связывает его с процессом и результатами человеческой деятельности, с духовным производством. Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей; по словам Энгельса, мыслящий дух — «высший цвет» материи (Т. 20. С. 363). Духовная жизнь общества — общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 130-131.