Диалектическая теология (Фролов, 1991)
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — направление протестантской теологии, распространенное главным образом в ФРГ и США. Сложилась в Германии в 20-х гг. 20 в. и была попыткой связать кризис буржуазного общества с «духовным кризисом человека». Идейные истоки Д. т.— религиозно-мистическое учение Кьеркегора и немецкий экзистенциализм. Основатель этого направления — швейцарский теолог К. Барт в теоретическом манифесте Д. т.— книге «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (1922) — выступил с критикой т. наз. либеральной теологии (А. Гарнак и др.), утверждающей возможность разумного обоснования веры, будь то доказательства бытия бога католической философией или выведение веры из «аффектов благочестивой души» (Шлейермахер). Он резко противопоставил «веру» как неопределяемое содержание — «религии» как совокупности теологических и культовых манипуляций. Утверждая тезис об извечной греховной и низменной сущности человека, Барт проповедовал отказ от идей социального прогресса, совершенствования личности. В то же время немецкий теолог П. Тиллих в рамках Д. т. допускал религиозное освящение всех сторон жизни посредством «теологии культуры», экуменического синтеза всех вероисповеданий («Любовь, власть и справедливость», 1960). Идеи Д. т. в США разрабатывал Р. Нибур, критиковавший идеи «социального евангелия» с его надеждами привести об-во в соответствие с требованиями христианской морали («Нравственный человек и безнравственное общество», 1932). Д. т. оказала значительное влияние на современные варианты протестантской теологии.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 120.