Джайнизм (Фролов, 1991)
ДЖАЙНИЗМ — одна из неортодоксальных систем индийской философии и религии, возникшая около 6 в. до н. э. Д.— это система онтологического плюрализма. В ее основе лежит учение о таттвах — сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы — это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, не являющееся душой). Материя в Джайнизме — одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, т. наз. «кармическая материя», обусловливающая связь души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. Этика Джайнизма опирается на учение о непричинении зла (ахимса) живому существу. Философская система Джайнизма лежит в основе джайнистской религии, основателем которой считается мудрец (тиртханкар) Махавира (или Джина), живший в 9—8 вв. до н. э. Культ Джайнизма включает в себя поклонение Махавире и др. тиртханкарам.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 115-116.