Декларация прав человека
Принятая 26 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина отобразила все основные требования, выдвинутые буржуазной политической мыслью XVIII века.
Права человека, «droits de l'homme» — это «права члена гражданского общества, т. е. эгоистического человека, человека, обособленного от людей и общежития» 1. «Свобода,— гласит статья 4 Декларации, — состоит в праве делать все, что не вредит другому». Границы, в пределах которых каждый может пользоваться этой свободой, определяются законом. Маркс, комментируя эту статью Декларации, говорит: «Речь идет о свободе человека как изолированной, уединившейся в себя монады» 2, — и далее продолжает: «...право человека на свободу не покоится на соединении человека с человеком, а, наоборот, на обособлении человека от человека. Оно — право этого обособления, право ограниченной, в себе ограниченной личности» 3.
Право на свободу в этом его понимании находит свое практическое осуществление в праве человека на частную собственность. Поэтому статья 2 Декларации, перечисляя «права человека», рядом со свободой ставит собственность, а статья 17 Декларации объявляет, что собственность есть ненарушимое и священное право, которого никто не может быть лишен, кроме тех случаев, когда этого явно требует общественная необходимость, и при том под условием справедливого и предварительного вознаграждения.
Наряду со свободой и собственностью Декларация провозглашает в качестве естественных прав человека равенство и безопасность. Равенство замкнутых в себе монад не может означать ничего иного, как формальное равенство индивидов перед законом, прикрывающее их фактическое неравенство. А безопасность означает, говоря словами Маркса, что «все общество существует лишь для того, чтобы обеспечить каждому его члену неприкосновенность его личности, его прав и его собственности» 4.
Формулируя основные начала буржуазного общественного строя, Декларация вместе с тем объявляет ликвидированными все сословные ограничения и привилегии, связанные с феодальными общественными отношениями. Цеховые стеснения ремесла и торговли также объявляются отмененными.
В условиях борьбы буржуазии за разрушение феодального строя, идея равенства приобретала революционный характер. За ней стояло требование об уничтожении феодальных преимуществ, об отмене всех сословных привилегий дворянства, в особенности об отмене свободы дворян от налогов, об уничтожении их безнаказанности в судах.
Рядом с естественными правами человека Декларация провозглашает политические права индивида — права гражданина, причем единственной целью политической организации объявляется сохранение «естественных» прав человека. Революция разрушила феодальные оковы в виде сословных делений, корпораций, цехов, привилегий, и буржуазия пользуется этим для того, чтобы объявить эгоистические стремления индивида-собственника свободными от всяких стеснений.
Свобода в распоряжении собственностью, свобода конкуренции собственников, связана неразрывно с идеей установления «границ» государственной власти. Отсюда — статьи Декларации, провозглашающие неприкосновенность личности от произвольных арестов, право на свободный обмен мыслями и убеждениями, т. е. свобода слова и печати, религиозная свобода.
Декларация обрушивается со всей силою на произвол, царивший при абсолютной монархии. Вслед за английским Habeas Corpus Act 1679 года она провозглашает, что никто не может быть обвинен, задержан или арестован иначе, как в случаях, определенных законом, и по предписанным им формам. Как бы осуждая со всею решительностью практику lettres de cachet, она объявляет, что те, кто испрашивают, отдают, исполняют или заставляют исполнять произвольные приказы, подлежат наказанию. Она выдвигает принцип: нет наказания без закона (nulla poena sine lege). Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, установленного и обнародованного до совершения преступления (статья 8).
Однако Декларация неизменно сопровождает провозглашение свобод весьма существенной оговоркой — ссылкой на границы этих свобод, установленных законом. Свобода предоставлена гражданам лишь в пределах, установленных законом, лишь постольку, поскольку осуществление свободы не нарушает «порядка, установленного законом». По меткому выражению Маркса, каждый параграф «содержит в самом себе свою собственную противоположность, свою собственную верхнюю и нижнюю палату» 5.
В перечне свобод, содержащихся в Декларации, отсутствует свобода собраний и свобода союзов. Свобода собраний появляется в Конституции 1791 года, но отсутствует по-прежнему ссылка на право союзов. Это умолчание логически связано, несомненно, со свойственным буржуазной индивидуалистической идеологии XVIII века представлением о недопустимости и вреде частных объединений граждан, как бы теряющих при этом свое значение «уединившихся в себя монад». В отрицательном отношении к таким объединениям сходятся столь непохожие друг на друга мыслители, как физиократ Мерсье-де-ла Ривьер и демократ Руссо; по мнению Руссо, всякие частные группировки граждан искажают выявление общей воли. С другой стороны, в этом умолчании сказалось, конечно, отрицательное отношение буржуазии к союзам рабочих. Отражая позицию буржуазии в этом вопросе, Учредительное собрание 14 июня 1791 года приняло закон о запрещении собраний и союзов лиц одной и той же профессии, закон, известный под именем закона Ле-Шапелье.
По этому закону воспрещались корпорации и собрания граждан одного и того же состояния и профессий (статьи 1 и 2), а все собрания ремесленников, рабочих, подмастерьев и поденщиков, «имеющие целью стеснение свободы заниматься промышленным трудом», признавались мятежными сборищами, которые должны караться «по всей строгости законов». Любопытна мотивировка этого закона. Закон лицемерно объявляет, будто запрещение союзов продиктовано стремлением воспрепятствовать восстановлению средневекового цехового строя. Об этом говорил в своем сообщении Собранию докладчик Ле-Шапелье.
Представляя собою изложение всего политического мировоззрения буржуазии XVIII века в целом, Декларация 1789 года, наряду с провозглашением «свобод», формулирует и другие принципы буржуазной демократии. Так, статья 3 объявляет, что источник всякой суверенной власти — нация в целом, ст. 6 гласит, что закон есть выражение общей воли и т. д.
Цитируется по изд.: Французская буржуазная революция. 1789-1794. Под ред. В.П. Волгина и Е.В. Тарле. М.-Л., 1941, с. 516-517.
Примечания
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 385.
2. Там же, стр. 386.
3. Там же.
4. Там же, стр. 387.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс* Соч., т. VIII, стр. 335.