Топонимы – категория историческая

Географические названия возникли и развились исторически. Формирование их тесно связано с историей общественного и экономического развития края, поэтому корни многих названий уходят в глубокую древность.

 На территории Бурятской АССР и смежных с нею областей на протяжении многих веков менялись исторические условия, происходили сложные общественные процессы — передвижение и смешение разных народов и племен, обладавших различной языковой культурой. В этом длительном водовороте общественных событий и скрещивании языков происходило формирование топонимии края. При этом каждая появившаяся народность, усваивая и сохраняя прежние географические названия на языке своих предшественников, в то же время вносила в топонимию края новое на своем языке, изменяла и модифицировала структуру прежней топонимии. Иногда эти видоизменения были настолько сильными, что форма и смысл некоторых древних топонимов дошли до нас в искаженном до неузнаваемости виде.

 В результате длительного исторического процесса на рассматриваемой территории образовалась сложная топонимия в виде наслоения географических названий различного языкового происхождения: палеоазиатского, эвенкийского, самодийского, тюркского, монгольского, бурятского и русского.

 Названия, возникшие ранее на языке одних народов, в результате адаптации (приспособления), народной этимологизации их другим народом, приобретают совершенно иной смысл, и по-другому истолковывается их происхождение. Например, буряты объясняют, как бурятские по происхождению, такие названия, как Иркут, Тунка, Ока, Ия, Селенга, Уда, Курба, Чикой, Хилок и другие, которвге являются бурятскими только по употреблению, а произошли из самодийских, тунгусских и тюркских языков.

[15]

Изменение структуры топонимии той или иной местности вполне закономерно и неизбежно. Любой народ, в силу исторических судеб попавший на новую территорию и осваивающий ее, будет изменять структуру топонимии коренным образом или частично. Эти изменения могут протекать в следующих направлениях.

 1) Полное искоренение аборигенной топонимии. Такое явление наблюдается редко, но имеет место в некоторых районах Австралии, Америки, где колонизаторы искоренили не только местную топонимию, но и самих аборигенов.

 2) Полное сохранение основы существовавшей топонимии и образование нового пласта на языке пришельцев. Такое явление имело место, например, в Сибири в XVII веке, когда Сибирь была присоединена к России и вся существовавшая здесь топонимия, особенно оро-, гидро- и этнонимия, была узаконена русскими документальными записями. Позже возник новый русский топонимический пласт.

 3) Приспособление иноязычных топонимов к языку пришельцев. Это достигается путем переделки или добавления суффиксов и окончаний к основе иноязычных топонимов, заменой некоторых звуков и изменением фонетических оттенков в соответствии со словообразовательными законами языка пришельцев. Этим достигается удобопроизносимая форма топонима и переосмысливание его семантики. Например, сойотское «Ок-хем» у бурят приняло форму «Аха» (руссифицированное «Ока») и получило иное осмысление: аха—старший, т. е. самая большая из рек Восточного Присаянья.

 4) Калькирование, то есть буквальный перевод смысла прежних топонимов на язык пришельцев. Например, русские дословно перевели на свой язык бурятские названия: Шабарта — Грязнуха, Булаг (Булак) — Ключ или Ключи, Галуута нуур — Гусиное озеро, Долоон нарhан — Семь Сосен и т. п.

 5) Перенесение топонимов с прежнего местожительства на новое. В этом отношении примечательно перенесение русскими своих привычных названий на аналогичные объекты вновь осваиваемых земель в Восточной Сибири: Урал (так назвали невысокие хребты и вытянутые увалы в Приангарье), Сахалин (длинный о-в на Байкале), Дубравы (чистые березовые рощи), Шелоник (местный ветер в Прибайкалье, аналогичный ветру в Приильменье). Очень часты случаи перенесения названий населенных пунктов. Вот что рассказывал старожил деревни Енисейска в Тайшетском районе: «Первые люди русские были привезены с Йенисейска и пaieтaмy и деревна называiица Йенисейска» (П. Я. Черных, 1953, стр. 94).

 В настоящее время на территории Бурятии распространены топонимы на языках современных народов, проживающих здесь:

[16]

эвенков, бурят и русских. Причем, преобладают бурятские названия; они представляют, естественно, наиболее консервативней, устойчивый элемент топонимии края. Эвенкийские же названия, распространенные почти на всей территории Бурятии, являются элементом реликтовым, остаточным, свидетельствующим о былом более широком ареале обитания тунгусоязычных племен. Начинают прогрессировать названия на русском языке, так как на нем говорит теперь большинство населения и он стал широко распространенным языком.

 Что касается топонимов, осмысливаемых на языках других народов — палеоазиатских, самодийских и тюркских, — которые в разное время, в различных районах юга Восточной Сибири выступали на историческую арену, то они представляют реликты, сохранившиеся спорадически во многих районах.

 История аборигенных племен и народностей, потомки которых положили начало формированию топонимии Бурятии, уходит в глубокую древность. Ниже кратко остановимся на некоторых моментах истории тех народов, позднейшие представители которых сыграли известную роль в становлении топонимии интересующей нас территории.

 Прибайкалье и Забайкалье, как показывают исследования советских археологов, были населены людьми, начиная с конца древнекаменного века, около 25—15000 лет тому назад. Наши предки в бронзовом веке достигают такого уровня развития материальной культуры, при котором орудия труда изготовляются из металла. Третья часть знаменитого труда ученого археолога А. П. Окладникова «Неолит и Бронзовый век Прибайкалья» (1955) посвящена культуре так называемого Глазковского времени, около 3—4 тысяч лет тому назад. Тогда в Прибайкалье уже жили лесные племена, занимавшиеся охотой и рыбной ловлей, но не знавшие ни скотоводства, ни земледелия. Племенные ареалы Глазковского времени охватывали Приангарье от Байкала до Братска, Верхоленье от истоков до устья Илги, долину Селенги от ее дельты до Улан-Удэ. Племена Глазковского времени, как полагают, были предками позднейших эвенков.

 В то же время в степных районах Забайкалья, как устанавливают археологические находки, существовала культура раннескотоводческих племен. Если охотничьи и рыболовецкие племена поздненеолитического времени и бронзового века, заселявшие лесные и лесостепные районы Приангарья и Прибайкалья, явились предками позднейших эвенков и родственных им племен, то одновременно раннескотоводческие племена степного Забайкалья явились основой формирования позднейших бурят и других степных племен.

 Еще до нашей эры на арену истории южной Бурятии выступают гунны, кочевые скотоводческие, с зачатками земледелия,

[17]

племена. Они образовали военно-племенной союз — государство, распространившее свое влияние на огромное пространство в Центральной Азии и южном Забайкалье. Остатки материальной культуры гуннов найдены в их городище на нижней Иволге близ Улан-Удэ, в могильнике в Ильмовой Пади, на реке Судже близ Кяхты. Государство гуннов в I—II веках н. э. постепенно распалось, и основная масса их ушла на запад. В этногенезе позднейшего населения края гунны большой роли, очевидно, не сыграли. Следы языковой культуры их нам неизвестны. Они являлись поработителями северных лесных и лесостепных аборигенных племен. Как предполагают, Иволгинское городище было крайним форпостом гуннов на землях, насильно подчиненных ими северных племен.

 В VI веке в Центральной Азии установилось могущественное тюркское государство (каганат) с центром на р. Орхоне, притоке Селенги. К северу от тюркского каганата проживали племена уйгуров в Забайкалье и курыканов в Прибайкалье. Они были также тюркоязычными племенами, но зависимыми от тюркского каганата, следовательно, враждебными орхонским тюркам. В VIII веке на смену тюркскому каганату приходит уйгурское ханство, основавшее свой город тоже на р. Орхоне—Кара-Балгасун. Уйгуров в IX в. сменили киргизы (кыргызы, предки современных хакасов), также тюркоязычный народ, продержавшийся здесь до X века.

 Во времена тюркского каганата с центром на Орхоне появились первые письменные топонимические памятники.

[18]

Цитируется по изд.: Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. История, система и происхождение географических названий. Улан-Удэ, 1989, с. 15-18.

Понятие: