Топонимика: предмет, метод и задачи (Мельхеев, 1989)
В Советском Союзе, а также за рубежом, особенно в социалистических странах, получила развитие новая отрасль знаний— топонимика. Многие крупные советские ученые разрабатывают общие теоретические вопросы топонимики. По отдельным проблемам топонимики проведены совещания и семинары, а в 1965 году состоялась Всесоюзная конференция по топонимике СССР, на которой обсуждалось свыше ста докладов по отдельным проблемам теории, методов и задач топонимики и по региональной топонимике. В настоящее время у нас очень возрос интерес к топонимическим исследованиям отдельных районов страны, т. е. развивается региональная (местная) топонимика.
Топонимика — от греческих слов: topos — место, onyma — имя,— это учение о географических названиях. Она изучает содержание, происхождение и закономерности развития географических названий — топонимов. В топонимике разработаны свои специальные методы и определены научные и практические задачи. Топонимика является наукой смежной, развивающейся на стыке истории, географии и лингвистики. Поэтому методы исследования и задачи ее очень сложны и разнообразны.
Географические названия представляют прежде всего элемент языка. Они отражают языковой процесс населения данной местности, подчиняются определенным языковым законам и нормам, познаются с помощью методов языкознания, в частности метода сравнительного лингвистического анализа. Поэтому топонимикой занимаются языковеды, которые более интересуются языковыми формами и языковой принадлежностью топонимов. Они решают проблемы палеолингвистики (древних языков) и современной лексики языков того или иного народа, так как словарный состав любого языка в конечном счете есть интегрирующая величина.
Географические названия представляют явление историческое, так как они возникли в исторически определенных социально-экономических условиях; их появление, изменение и
[4]
отмирание связаны с развитием и изменениями исторической обстановки. Топонимы отражают в себе те или иные моменты, факты исторического процесса: передвижение, столкновение, смешение и ассимиляцию племен и народов. Они также свидетельствуют о некоторых сторонах экономической жизни народов, например, указывают на очаги древней металлургии, на образ жизни и род занятий народов. Поэтому историкам топонимика дает дополнительный материал для изучения истории населения конкретной территории. И к изучению топонимики применимы методы исторической науки, в частности работа с архивами и иными письменными источниками.
Географические названия входят в предмет географической науки, так как они являют собою необходимый элемент географической карты, обладают географическим содержанием. Собственные географические имена и нарицательные географические термины, относимые к тем или иным географическим предметам и явлениям, отражают в себе те или иные черты географического ландшафта, выраженные средствами языка. Топонимика оказывает помощь географам в изучении географических условий исторического прошлого и особенностей современного ландшафта конкретной территории. Ей присущи и методы географической науки — историко-географические, пространственно-сравнительные, картографические.
Таким образом, географические названия, топонимы, возникли и развились исторически в пределах географически определенной территории. Формирование их в виде сопряженной системы местной топонимии тесно связано с социально-экономическими и природными условиями жизни и с языками народов, населявших и населяющих в настоящее время эту местность.
Данные топонимических исследований важны для истории, географии и языкознания, усилиями представителей которых топонимика достигла значительных успехов в своем развитии. Область применения этих данных все более расширяется, и топонимика несет разнообразную информацию.
У топонимики свои специфические закономерности: фонетические, этимологические, семантические и другие. В топонимике разработаны свои специфические методы исследования. Прежде всего, это — методика полевых топонимических исследований, используемая при региональном изучении местности в целях сбора первичного топонимического материала и изучения тех природных, исторических, экономических и этнографических особенностей, которые находят отражения в топонимии местности. Изучение рунических, архивных, картографических источников, выяснение сравнительной фонетики, этимологии и семантики топонимов, метод анализа основ и формантов (суффиксов, окончаний), установление ареала топонимов, приме-
[5]
нение статистических приемов для выяснения частоты топонимов и их формантов — вот круг методов, которые применяются при топонимических исследованиях.
Говоря о значении и о задачах топонимики, мы сошлемся на высказывание известного русского ученого Н. И. Надеждина (1837): «Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре». Действительно, географические названия (номенклатура) представляют более живой свидетель, чем кости, оружие или могилы, о народах и племенах, исчезнувших совсем с лица земли или переселившихся в другие места. Порой язык в форме топонимов оказывается прочнее, чем носители его: люди исчезли, а названия на их языке сохранились. О том, что слово оказалось прочнее предмета, к которому оно относилось, видно из замечательного, крылатого названия «Сибирь» — имени малоизвестного в истории племени, давно обитавшего где-то в Сибири.
Топонимика дает ценнейший материал для изучения истории языка, исторической лексикологии, языкового взаимодействия племен и народов, словообразовательных законов. Также важны топонимические данные в изучении истории заселения и освоения территории, для выявления миграционных путей, территорий и границ передвижения различных этнических групп в прошлом. Топонимы иногда оказываются единственным неоспоримым свидетелем о давно минувшем факте. Например, о проживании племен коттов в бассейне р. Бирюсы можно судить только по топонимическим фактам; в Прибайкалье, судя по топонимическим свидетельствам, проживали тюркоязычные и самодийскоязычные племена.
Для географа важны этимология и семантическое содержание, раскрывающие некоторые, иногда весьма интересные, черты современного географического ландшафта, а также и топонимические свидетельства географических условий прошлого. Топонимы указывают на изменения и преобразования географического ландшафта или его отдельных элементов под влиянием человеческого общества. Например, об обитании и ареале в Прибайкалье и Забайкалье животного аргали (дикого горного барана), ныне исчезнувшего, можем судить только по топонимическим свидетельствам. Обнаруживаются интересные топонимические данные, связанные с характером и чертами экономической жизни, с размещением производственных очагов древних людей, например, очагов древней металлургии.
Существует очень тесная связь между топонимикой и картографией. Одной из важных сторон культуры довременной географической карты является качество ее номенклатуры. А высокого, научно обоснованного качества номенклатуры карт картографы могут достигнуть, пользуясь данными топонимики. Правильная первоначальная запись на месте, установление
[6]
правильного произношения и написания географических названий, процесс присвоения новых названий, переименования старых, разработка правил передачи нерусских названий на русский язык (транскрибирование) и многие другие вопросы топонимики имеют важное практическое значение для картографии.
Научное объяснение первоначального смысла и происхождения географических названий представляет познавательный интерес для краеведов, изучающих свой край, и вообще для широкого круга читателей, любящих свою родину.
Велико значение топонимики в преподавании географии, истории и языка в школе. Каждый учитель хорошо знает, какой познавательный и воспитательный эффект получается, если, например, рассказать детям о людях, чьи имена увековечены на географической карте. Такой рассказ оживляет преподавание, увлекает учащихся, воспитывает в них любовь и уважение к своим славным предкам, к их заслугам перед родиной, перед наукой. «Почему так называется?» — вопрос, который особенно интересует любознательный ум детей, школьников.
Часто они хотят узнать происхождение названия города или села, в котором живут, «своей» реки или озера. Не в упрек учителям будет сказано, что они могут оказаться не совсем в удобном положении, если у учащегося возникнет такой вопрос и учитель не найдет на него правильного ответа.
Объяснение названий способствует прочному усвоению и закреплению географической номенклатуры. Ничего не говорящие географические названия учащиеся берут на память механически, быстро забывают, так как такие названия оторваны от конкретных представлений и лишены реального содержания. Иногда даже простой перевод иноязычных названий или терминов способствует более осмысленному восприятию и усвоению номенклатуры географической карты. Перевод элементарных географических терминов, например, дабан — перевал, гол — река, долина, хужир — солончак и т. д., позволит осмысленно понять значения названий, происшедших от этих терминов.
Конечно, не все географические имена следует объяснять в школе, а только такие, которые вполне достоверны и имеют географический и исторический смысл.
Многие передовые учителя школ широко используют топонимический материал в преподавании своих дисциплин. Их работа по топонимике не ограничивается рамками обычных школьных занятий. Они организуют работу по собиранию и изучению местного топонимического материала, привлекая к этому школьные краеведческие и предметные кружки. Применение в преподавании географии или истории местного топонимического материала, особенно связанного с яркими истори-
[7]
ческими, революционными событиями или с характерными чертами природы, будет иметь немаловажное познавательное и воспитательное значение.
Топонимические занятия учителя должны быть активными. Нам известен успешный опыт многих учителей географии, истории и языка, изучающих с ребятами топонимию своей местности.
В наше время значение топонимики особенно возрастает в связи с большими хозяйственными мероприятиями: преобразованием природы пустынь, степей и лесов, строительством крупных гидростанций и образованием водохранилищ, новых промышленных центров, городов, железных дорог, совхозов и т. д. Все это сопровождается появлением новых географических объектов с их современными названиями, например, поселки Таежный в Хамар-Дабанской тайге, Колчеданный в Витимской, Наран (солнечный) у Мунку-Сардыка, города Закаменск, Гусиноозерск, Братск и т. д
Современные экономические преобразования сопровождаются также ломкой структуры существующей топонимии, исчезновением навсегда многих топонимов. Вместе с этим исчезает тот лингвистический и историко-географический смысл, таившийся в них. Например, переход от кочевого образа жизни к оседлому, коллективизация и формирование крупных колхозно-совхозных населенных пунктов и производственных комплексов, распашка целины и вообще образование крупных массивов полей и другие экономические преобразования сопровождаются исчезновением части топонимов, относящихся к мелким объектам, к деталям природной среды и экономической жизни населения и являющихся наследием частнособственнического, мелкокрестьянского хозяйства, обусловившего экономическую дифференциацию и раздробление территории на мелкопоместные угодья. Исчезновение топонимов вызывается и таким крупным преобразованием природы, как создание обширных водохранилищ на месте обжитых и сильно дифференцированных в природно-географическом отношении территорий (побережье Байкала и долины Ангары).
В нашей стране, как закономерное явление, исчезают старые по своему содержанию, не соответствующие нашей эпохе, географические названия. Переименование обновляет структуру топонимии.
Социалистические преобразования страны сопровождаются и преобразованием топонимии. Новые географические имена нашей страны говорят о бурном развитии производительных сил, о росте народонаселения, о целенаправленном преобразовании природы человеком, о развитии экономики и возникновении производственных очагов и населенных пунктов социалистического типа. Смысл нового географического назва-
[8]
ния должен соответствовать духу нашего времени, настоящему и будущему объекта, которому оно присваивается.
[9]
Цитируется по изд.: Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. История, система и происхождение географических названий. Улан-Удэ, 1989, с. 4-9.