Психологическая война (Лайнбарджер, 1962)

Для уяснения предмета мы рассмотрим некоторые конкретные примеры использования средств психологической войны на протяжении всей истории, включая вторую мировую войну, дадим определение элементам психологической войны и покажем связь между ними в процессе ведения войны. Затем дадим критическую оценку психологической войне в период первой и второй мировых войн. Если эта книга попадет в руки историку или философу, он, вероятно, со многим в ней не согласится. Однако недостатки книги можно оправдать уже самой трудностью определения предмета.

Психологическая война и пропаганда так же древни, как и человечество, но только в настоящее время они выделились в самостоятельные области. Невозможно рассмотреть всего, что говорится о них в тысячах книг 1. Более серьезное изучение истории пропаганды помогло бы не только пролить свет на многие загадочные или малоизвестные исторические факты, но и по-новому осмыслить исторический процесс в целом.

В истории можно найти много примеров применения средств психологической войны в прошлом, таких как военная хитрость, пропаганда на поле боя и т. п.

 

Использование военной хитрости Гедеоном 2

В 1245 году до нашей эры Гедеон в великой битве против мидян использовал светильники и кувшины, чтобы вызвать панику в рядах противника.

_____

1. Научные труды по истории войн, политики, дипломатии, религии и даже литературы содержат немало материалов по нашей теме. (Заслуживает внимания книга Эдварда Дженкса, а также работы Дж. X. Сэбайна и Дж. Е. Ч. Кэтлина, посвященные истории политики.) Однако автору неизвестно, чтобы кто-либо специализировался по такому вопросу, как история пропаганды, и никто не касался такого вопроса, как историческая роль ненасильственного убеждения в войне. Правда, этим занимались некоторые социологи и антропологи, как, например, Карл Мангейм, Макс Вебер, Талкот Парсонз, Джоффри Горер, Рут Бенедикт и многие другие. Их взгляды оправдали бы пересмотр истории в плане, полезном для изучающих пропаганду. Однако пропагандисты еще не убедили историков заняться вплотную этой проблемой. — Прим. авт.

2. В этом отрывке автор пересказывает библейскую легенду об одном из израильских судей—Гедеоне, — Прим. ред.

[27]

Об этом рассказывается в главе седьмой «Книги Судей». Гедеон находился в тактически невыгодном положении. Его противники мидяне располагали численным превосходством и готовились нанести ему сокрушительный удар. Обычными способами ведения боя Гедеон не смог бы спасти положение. Тогда он решил прибегнуть к хитрости. По тому времени на каждую сотню воинов полагался трубач и факельщик, который зажигал светильник ночью. Гедеон решил снабдить каждого из трехсот своих отборных воинов светильником и трубой, чтобы создать впечатление, будто у него 30-тысячное войско. А поскольку в то время было не так легко быстро зажигать и гасить свет, как это делается теперь, то для достижения эффекта внезапности зажженные светильники спрятали в кувшины.

Ночью Гедеон расставил своих людей вокруг лагеря противника. В назначенный час по сигналу все воины одновременно разбили кувшины и затрубили в трубы. Разбуженные мидяне пришли в смятение и в панике стали нападать друг на друга. Не оказав Гедеону никакого сопротивления, они обратились в бегство. Это решило дальнейшую судьбу мидян. Позже Гедеон окончательно разгромил их. Летописец скромно приписывает этот успех воле господней.

Древние народы часто использовали неизвестные противнику приемы, чтобы вызвать панику в его рядах. В Китае узурпатор императорской власти Ван Ман 1 пытался разбить племена гуннов армией, включавшей отряды колдунов, которые использовались в военных целях, хотя правивший тогда император династии Хань предпочитал общепринятые способы ведения боя как наиболее надежные. Ван Ман был наказан за это, однако он по-прежнему продолжал искать новые приемы борьбы. В 23 году нашей эры во время подавления крупного мятежа он выпустил из зверинца тигров, носорогов и слонов и направил их на врагов. При виде разъяренных зверей в армии Ван Мана

_____

1. Ван Ман в 8 году нашей эры совершил дворцовый переворот, захватил власть и царствовал 15 лет. Классовые противоречия в стране он хотел смягчить проведением реформ сверху. Первый указ, запрещавший куплю-продажу земли и рабов, был издан им в 9 году нашей эры. Ван Ман вел оборонительные войны против гуннов, совершавших частые набеги на Китай, а также против повстанцев в своей стране, которых было немало, так как реформы Ван Мана не ослабили, а обострили классовые противоречия. К восставшим примыкали и недовольные политикой Ван Мана отпрыски свергнутого царского рода Лю (фамильное имя императоров династии Хань). — Прим. ред.

[28]

Рис. 2. Одна из выдающихся листовок периода войны на Тихом океане. Издана в 1945 году для сбрасывания с самолетов „В-29", действовавших в Японии. В листовке перечислены одиннадцать японских городов (иероглифы в кружках), намеченных для бомбардировок. Листовка принадлежит к типу „побуждающих к действию гражданское население". Она призывает горожан спасать свою жизнь. Листовка способствует нарушению нормальной производственной деятельности в стратегически важных городах и тем самым ослабляет военные усилия Японии и в то же время опровергает обвинение в том, что американцы подвергают Японию беспорядочным бомбардировкам.

 

началась страшная паника. Ураган, разразившийся в то время, усилил ее. В результате пострадали не столько мятежники, сколько императорские войска. Ван Ман упал духом, а его враги торжествовали, ибо их противник сам стал жертвой одного из старых правил древнего военного искусства «подавлять и подрывать дух командира вражеских войск». Летописец говорит:

Император впал в глубокое уныние. Его здоровье было подорвано. Он напивался до бесчувствия, ничего не ел, кроме устриц, и предоставил все судьбе, Будучи не в состоянии разогнуться, он спал сидя на скамье 1.

_____

1. Wieger L. Textes Historiques. Hsien-hsien, 1929, vol. 1, pp. 628—633 .

[29]

Рис. 3. Листовка-пропуск. Листовка подготовлена Штабом верховного командования союзных экспедиционных сил в 1944—1945 годах (Западный фронт), напечатана красной краской. Она имеет вид банкнота и напоминает купон страховой премии, выдаваемый при покупке мыла (Содержание листовки: Пропуск. Действителен на одного или нескольких предъявителей. Немецкий солдат, предъявивший этот пропуск, тем самым выражает свое искреннее желание сдаться в плен. Солдат должен быть обезоружен. С ним следует хорошо обращаться. Он должен получить пищу и в случае необходимости медицинскую помощь. Его необходимо как можно скорее удалить из опасной зоны. Дуайт Д. Эйзенхауэр, Главнокомандующий союзными экспедиционными силами").

[30]

Ван Ман был убит в том же году. Китай остался неизменным в течение тысячи лет, вплоть до правления императора Вань Ань-ши (1021 — 1086 н. э.). Если бы Ван Ману удалось лучшим образом использовать новые приемы борьбы, то он удержался бы у власти, и тогда история страны могла бы сложиться иначе.

 

Пропаганда афинян и китайцев на поле боя

Успешное применение средств психологической войны отмечено греческим историком Геродотом 1. Он рассказывает:

Фемистокл отправился к источнику питьевой воды и высек на камне надпись, которую прочли прибывшие на следующий день в Артемизиум ионийцы. Надпись гласила: «Ионийцы, вы совершаете грех, сражаясь против своих отцов, помогая поработить Грецию! Поэтому лучше переходите к нам, а если не можете сделать этого, то отведите свои войска с поля боя и уговорите карийцев поступить так же. Но если ни то, ни другое вам не удастся и вы вынуждены будете выступить на поле боя, то сражайтесь только для виду, помня, что вы произошли от нас и враждебность варваров к нам берет свое начало от их враждебности к вам.

Это обращение напоминает тексты листовок времен второй мировой войны, адресованных, например, не проявлявшим энтузиазма в борьбе итальянским и другим войскам. Надо заметить, что Фемистокл старается войти в положение тех, к кому он обращается. Его стремление показать оправданную заинтересованность положением противника не может не вызвать у последнего чувства симпатии.

Обращение Фемистокла кладет начало так называемой черной 2 пропаганде, которая вынудила персов подозревать, что любой иониец, не являющийся примерным во

____

1. Геродот (около 484—425 г. до н. э.) — крупнейший древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Автор приводит цитату из его «Истории греко-персидских войн», доведенной до 479 года до н. э. — Прим. ред.

2. В империалистических государствах принято подразделять пропаганду на три вида: «белую», которая ведется от имени правительства, «серую» — без указания официального источника и «черную»,— источник которой маскируется под какую-либо организацию, действующую якобы на территории противника.— Прим. ред.

[31]

Рис. 4. Эта листовка была издана „армией свободной Индии" японской марионетки Субхаса Чандры Боса. Подлинный источник (японцы) скрыт, и поэтому листовку можно считать примером черной пропаганды. Тема листовки проста: англичане не испытывают недостатка в продовольствии, в то время как индийцы голодают. В тот период этот аргумент находил у индийских солдат некоторый отклик. В Бенгалии свирепствовал голод, но среди тысяч трупов не было обнаружено ни одного белого.

[32]

всех отношениях, — тайный сторонник афинян. Этот прием полностью отвечает современным требованиям, предъявляемым к листовкам, которые распространяются на поле боя.

Другим видом военной пропаганды раннего периода было политическое обличение. Оно служило законным и моральным оправданием действий той или иной стороны.

В китайском историческом романе «Троецарствие» 1 приводится текст воззвания группы повстанцев, верных династии. Это воззвание выпущено накануне военных действий (примерно в 200 году н. э.):

Несчастье постигло Ханьский правящий дом — прервана родословная нить императоров. Мятежник Дун Чжо, воспользовавшись распрями, бесчинствует безудержно; бедствия обрушиваются на знатных, жестокость изливается на народ.

Мы, Юань Шао и союзники, опасаясь гибели династии, объединим наши войска, дабы поспешить на помощь государству.

Все мы, связывая себя клятвой, обещаем действовать единодушно, дружно и согласно и быть достойными подданными Поднебесной.

Пусть сгинет и лишится потомства тот, кто нарушит эту клятву.

Царь Небо, царица Земля и светлые духи наших предков, будьте нашими свидетелями

Текст воззвания интересен тем, что в нем сочетаются следующие элементы:

1) точное определение противника;

2) обращение к «лучшим» людям;

3) симпатия к простым людям;

4) выступление в поддержку законного правительства;

5) подчеркивание своей силы и высоких моральных качеств;

6) призыв к единству;

7) обращение к религии.

В истории любой страны найдется немало примеров, аналогичных только что приведенным выше. Где бы к таким действиям сознательно ни прибегали с целью дополнить военные операции, их по праву можно назвать военной пропагандой 2.

_____

1. Ло Гуань-Чжун. Троецарствие. Государственное издательство художественной литературы, М., 1954, т . 1, стр. 71.

2. Автор очень широко толкует вопрос о военной пропаганде. Неправильно любой пример применения военной хитрости, используемой для того, чтобы ввести противника в заблуждение, считать пропагандой. Применение Гедеоном светильников, спрятанных в кувшины, в битве против мидян — яркий пример успешного применения военной хитрости, но не пропаганды. — Прим. ред.

[33]

Рис. 5. Пропаганда посредством информации. Информация — одна из лучших форм психологической войны. На рисунке представлены два информационных бюллетеня. Один (сверху) издан союзниками для немецких войск, находившихся на островах в Эгейском море, другой — немцами для американских войск во Франции. Бюллетень союзников отличается большим профессиональным мастерством. Обратите внимание на то, что призывы отделены от информационных сообщений, подчеркнуты значительные сообщения, помещено обращение к гражданскому населению третьей стороны (на греческом языке) вверху справа, которое гласит: „Передайте это немцам "

[34]

Черная пропаганда Чингисхана

Использование психологического оружия монголо-татарами в прошлом было настолько эффективным, что по-настоящему не оценено и по сей день.

Рис. 6. Один из видов секретного оружия монголов. Монгольские завоеватели прибегали к распространению слухов, чтобы наводить ужас на противника. Они устраивали военные демонстрации для запугивания покоренных народов. Эта старинная французская гравюра изображает боевой шатер на четырех слонах, который якобы использовался внуком Чингисхана и покровителем венецианца Марко Поло — Хубилай-ханом. Как видно из рисунка, это средство непрактично на поле боя и больше пригодно для военных парадов, но одно упоминание о нем является важным фактором для войны, ведущейся психологическими методами"

 

Принято считать, что величайший полководец, которого когда-либо знал мир, Чингисхан смог осуществить свои завоевания с помощью бесчисленных орд татарской конницы. Однако последние исследования показывают, что малонаселенные пространства внутренней Азии не могли дать такую массу людей, чтобы создать численное превосходство над противником на больших, густонаселенных территориях, прилегавших к Монголии.

Чингисхан одерживал победы благодаря смелому новаторству в области военного дела — применению чрезвы-

[35]

чайно подвижных войск, широкому использованию разведки, координации своей полу-глобальной стратегии, применению пропаганды во всех ее формах.

Монголы воевали с Сунской династией в Китае и со священной Римской империей в Пруссии. Перед началом походов они широко использовали шпионаж, намеренно распространяли слухи о безрассудстве и жестокости своих войск, преувеличивали их численность. Монголов не интересовало, что думает противник, они стремились лишь запугать его. Европейцы, введенные в заблуждение агентами Чингисхана, принимали легкую, не имевшую численного превосходства, но наносившую сильные удары конницу за «бесчисленные орды». По сей день большинство европейцев не оценило по достоинству ни подвижности монгольских войск, ни трезвости ума военачальников, давших возможность монголам нанести удары Западу семь столетий назад 2. Чингисхан использовал даже вражеских шпионов для запугивания своего противника, заставляя их верить в различные небылицы о своих войсках. Предоставим слово европейцу, который первым описал жизнь Чингисхана. Он рассказывает, как Чингисхан покорил Хорезм:

И историк, желая описать силу и численность монголов, говорит устами шпионов правителя Хорезма так:

«Они настоящие воины, смелые и сильные. Они дышат войной и жаждут крови, они горят таким желанием сражаться, что военачальники едва сдерживают их. Но несмотря на такую горячность, они строго повинуются начальникам и всецело преданы своему хану. Они довольствуются любой пищей, и прокормить их нетрудно. Они неразборчивы в выборе мяса, не то, что мусульмане. Они едят мясо не только свиней, но и волков, медведей, собак, не обращая внимания на запрет.

_____

1. Авторы современных трудов о завоеваниях Чингисхана, такие, как Лэм, Владимирцев, Фокс и Латтимор, приписывают монголам более высокий уровень военной техники и управления войсками, чем это признано большинством историков Запада. В связи с этим полезно прочесть книгу Wells Н. G. „Outline of History", в которой дается простое, но убедительное описание походов монголов. — Прим. автора.

2. Говоря о завоевательных походах монголо-татар, автор искажает историческую действительность, чтобы принизить роль славян, и особенно русских, в деле разгрома монголов.

Во-первых, общеизвестно, что до Пруссии монгольские завоеватели не дошли. Они вынуждены были приостановить свое движение в Европу в Венгрии, Польше и Чехии, т. е. на землях венгров и славян.

Во-вторых, главные удары монголо-татар приняли на себя Русь, Средняя Азия, Закавказье, а не Запад, и, во всяком случае, не Римская империя. Героическая борьба русского народа против завоевателей обессилила монгольские орды и спасла народы Западной Европы от монгольского нашествия.— Прим. ред.

[36]

Голод побеждает у них отвращение, которое обычно испытывают к мясу многих животных магометане. Что касается их численности, то войска Чингисхана можно сравнить с полчищами саранчи, которую невозможно пересчитать...

В действительности же хан, проводя смотр своим войскам, установил, что их численность равна 700 000 человек...» 1

Шпионаж и в настоящее время может оказаться полезным, если в конечном итоге он ведет к подрыву морального духа противника. Несмотря на донесения лазутчиков, правитель и народ Хорезма оказали упорное сопротивление «полчищам воинов, пожирающих волков», однако инициатива осталась в руках Чингисхана, и судьба Хорезма была решена.

Как ни сильны были монголы в стратегической и тактической пропаганде 2, им все-таки не удалось развернуть пропаганду среди населения, чтобы привлечь его на свою сторону. Они не добились подлинной лояльности покоренных народов. В отличие от китайцев, которые заселяли завоеванные территории своими одноплеменниками, или мусульман, насильственно обращавших побежденных в свою веру, монголы просто поддерживали законность и порядок, собирали налоги и, таким образом, господствовали над миром в течение жизни нескольких поколений 3.

 

Неудача Джона Мильтона как пропагандиста

Говоря об истории психологической войны, интересно отметить, что Джон Мильтон, автор «Потерянного Рая» и других замечательных произведений, потерпел неудачу как пропагандист в английской буржуазной революции.

Мильтон заведовал международной дипломатической перепиской во время протектората Кромвеля. Он поддер-

_____

1. Реtis de la Croix, The History oi Qenghizcan the Great, First Emperor of the Antient Moguls and Tartars... London, 1722, p. 154.

2. Под стратегической пропагандой автор понимает такую пропаганду, которая проводится от имени правительства на главных стратегических направлениях и рассчитана на весь период войны. Тактическая же пропаганда, по мнению автора, направлена на обеспечение отдельных операций, сражений и боев. — Прим. ред.

3. С автором нельзя согласиться в том, что монголы «просто поддерживали законность и порядок». Завоевательные походы Чингисхана носили глубоко реакционный характер и были величайшим бедствием для покоренных народов. — Прим. ред.

[37]

живал борьбу за республику, которая многим европейцам казалась тогда мятежной формой правления.

Англичане убили своего короля, и в стране установилась диктатура Кромвеля. Противникам англичан представлялась возможность атаковать их сразу с двух сторон. Приверженцы монархии называли сторонников Кромвеля кровавыми убийцами короля (обвинение для того времени такое же серьезное, как сейчас обвинение в анархизме), а приверженцы порядка и свободы называли их рабами тирана. Француз, некий Клод де Сомез (по-латински Салмазиус), написал книгу, в которой подверг резкой критике англичан. Эта книга вывела Мильтона из душевного равновесия и лишила его способности трезво мыслить.

В своих двух работах, направленных против француза, Мильтон допустил почти все ошибки, какие только возможны при ведении психологической войны. Он попался в простую ловушку, опровергая пункт за пунктом утверждения своего противника, вместо того чтобы Дать поучительное изложение собственных убеждений. Он опровергал доводы противника, исходя из своих субъективных соображений. Мильтон допускал самые отвратительные ругательства, какие редко можно встретить в литературе, стремясь представить французского автора в самом неприглядном свете. Он обливал его грязью по любому поводу. В настоящее время эти книги Мильтона никого уже не привлекают. Их читают лишь докторанты философии и то по необходимости. Да и тогда они пользовались успехом непродолжительное время.

После этих произведений Мильтон разочаровался в результатах своего труда и обратился к поэзии. И от этого мир только выиграл.

Пропаганда XVII века отличалась резкостью тона, и этот тон, возможно случайно, становится характерным и для пропаганды XX века. Приводимые ниже эпитеты звучат примерно так, как и те, которые применяют теперь деятели американского легиона по отношению к коммунистам. В свое время они были использованы в книге, написанной лютеранином против квакеров. Вот что, например, говорится в объяснении к заголовку одной из их тирад:

Описание... новых квакеров, вскрывающее сущность их глубоко богохульных взглядов, опасных действий, безбожных преступлений, попыток подорвать законную власть в церквах и в обществе во всем мире совместно с их идиотскими выходками, от которых холодеет сердце нашего христианина и за которыми можно разглядеть зловонный разлагающийся труп их фанатической доктрины...

[38]

На первых же страницах 1 квакеры обвиняются в бесстыдстве, нарушении супружеской верности, буйстве, заговоре, богохульстве, подрывных действиях и безумии Можно найти множество примеров использования в прошлом пропаганды в войне и дипломатии. Но простой пересказ их мало что даст. Нужно показать факторы, определяющие культуру, дать реалистическую оценку военного положения, достаточно внимательно рассмотреть средства, используемые для ведения психологической войны. Только тогда это может принести пользу.

Вот некоторые из наиболее обещающих тем, на которые следовало бы обратить внимание.

Методы ведения психологической войны на море, которыми пользовались Карибские пираты, пытаясь подорвать дух сопротивления своих жертв.

Применение Кортесом 2 лошадей как средства, наводившего ужас на ацтеков, а также использование мексиканских легенд о справедливости божьей.

Методы пропаганды британской Ост-индской компании в борьбе за завоевание Индии в условиях численного превосходства индусов 3.

Система превентивной психологической войны династии Токугава после 1836 года, заключавшаяся в строжайшем контроле над мыслями японцев, которого не знал ни один из цивилизованных народов.

Психологическая война маньчжур, покоривших китайцев, которых в численном отношении было в 400 раз больше. Воздействуя на китайцев психологически, маньчжуры свели на нет такое огромное численное превосходство.

Пропаганда феодалов Европы против восставших крестьян, обвинявшая последних в разврате, анархии, убийствах и жестокости.

Инквизиция как одно из важных средств психологической войны Испанской империи.

_____

1.Figken В., Historia Fanaticorum. Danzig, 1644.

2. Эрнан Кортес (1485—1547) — испанский завоеватель Мексики (1519—1521). Испанские завоеватели во главе с Кортесом грабили и истребляли коренное индейское население, к которому относилось и племя ацтеков. Ацтеки в XII веке пришли с севера на территорию современной Мексики. В XV веке они организовали свое государство, создали своеобразную культуру и иероглифическое письмо. Государство ацтеков было разрушено испанцами в начале XVI века.

3. Об этом рассказывается в книге Taylor Е. „Richer by Asia".— Прим. авт. — Прим. ред.

 [39]

Рис. 7. Пример секретной американской подрывной пропаганды против английских войск. Читатели, знакомые с содержанием романа Чарльза Диккенса „Барнеби Радж", помнят, что борьба с католицизмом была одной из острых пропагандистских тем в Англии во время американской революции. В данном случае американская пропаганда не касается независимости Америки — вопроса, по которому англичане придерживались единого мнения, а пытается вызвать раскол в английских войсках, используя антикатолические призывы. (Источник листовки неизвестен. Приводимый образец взят из архива военного министерства. Документ, по-видимому, относится к 1775 году.)

[40]

Агитационная деятельность французских революционеров.

Использование в прошлом ракет и воздушных шаров для достижения психологического эффекта.

Начало печатания и распространения листовок как одного из средств, дополняющих боевые операции.

Рис. 8. Американская листовка для английских солдат, сражавшихся у Бенкер-Хилла. Цель — склонить солдат к дезертирству. Листовка представляет ценность и в наше время. В ней не указывается источник, но и не делается попытка скрыть его. В современных условиях подобную листовку можно отнести к серой пропаганде. В этом документе затрагиваются только вопросы материального порядка, а политические проблемы обойдены

(Содержание листовки: „Что дает дезертирство: I семь долларов в месяц; II свежие продукты R изобилии; III здоровье; IV свободу, покой, богатство и хорошую ферму. Что дает Бенкер-Хилл: I три пенса в день; II гнилую солонину; III цингу; IV рабство, нужду и нищету").

 

Это далеко не полный перечень вопросов, которые могут и должны быть исследованы либо работниками штабов, либо гражданскими историками. Но не "менее важной задачей является собирание материалов и разработка правильных доктрин психологической войны.

 

Пропаганда в американской революции

В американской революции психологическое оружие играло очень важную роль. Пропагандистская кампания вигов, которая вызвала открытое неповиновение английских колоний, велась очень энергично и умело. В начале военных действий появились афиши с пламенными призывами к населению. Американские войска в битве при Бен-

[41]

кер-Хилле применили одну из ранних форм фронтовой пропаганды (рис. 8). Их призывы отличались исключительной прямотой. Искусно были использованы резкие классовые различия между английскими офицерами и солдатами, а также страх как одно из вспомогательных средств убеждения. Язык пропаганды отличался большой остротой. Для нас пропагандистские листовки, распространявшиеся у Бенкер-Хилла, представляют собой классический пример успешной пропаганды на поле боя.

Американцы широко использовали печать 1. Когда владельцы газет слишком склонялись на сторону лоялистов, их предостерегали, чтобы они придерживались более патриотической линии. Если, скажем, владелец, запуганный лоялистами, собирался вообще прекратить выпуск газеты, то его предупреждали, что подобный шаг будет рассматриваться как предательство. Виги перед началом военных действий, а затем их преемники, патриоты в период войны, уделяли большое внимание непрерывной публикации и быстрому распространению печатных материалов, обеспечению выгодного для них освещения событий в печати. В контроле над печатью американцы далеко превзошли англичан, газеты которых в течение всей войны распространялись главным образом в крупных городах, превращенных в английские крепости.

Политическая аргументация, экономические доводы, предположения, касающиеся хода войны, а также рассказы о жестокостях — все это играло свою роль в пропаганде. Джордж Вашингтон как командующий континентальными силами проявлял большой интерес к военной пропаганде и своими разумными политическими и экономическими мероприятиями создавал политическую основу, на которой пропагандисты-патриоты вели свою работу.

На некоторые войны оказывали значительное воздей-

______

1. Книга Davidson Ph. "Propaganda and the American Revolution" (Chapel Hill, 1941) представляет собой серьезный научный труд этого периода. Подобного рода работы, касающиеся других американских войн, еще не написаны. Военных и гражданских историков ожидает увлекательный объект исследования — психологическая война конфедератов и федералистов. Каждый из участников гражданской войны был уязвим для пропаганды своего противника. Проконфедератская подрывная пропаганда на Севере освещена в интересной книге Milton О. F. "Abraham Lincoln and the Fifth Column" (New York and Washington, D. C, 1942), однако глубокой работы, которая бы охватывала все формы пропаганды обеих сторон, до сих пор нет. — Прим. авт.

[42]

ствие книги, написанные представителями той или другой стороны. Характерными в этом отношении являются американские войны за независимость. Книга «Здравый смысл» Томаса Пэна, изданная массовым тиражом, с поразительной быстротой привлекла внимание американской общественности. В этой книге изложены некоторые основы американского образа мышления, и смелая, но здравая революционная идея представлена так просто, что даже самые заядлые консерваторы не могли устоять, чтобы не воспользоваться ею в пропагандистских целях. Книга Томаса Пэна стала классическим произведением американской литературы, она вошла в историю как «книга, выигравшая войну» 1. Другие памфлетисты во главе с грозным Сэмом Адамсом также достигли значительных успехов.

Менее удачным американский опыт ведения пропаганды был в мексиканской войне. Мексиканцы вели против нас психологическую войну с большим успехом, что в конечном счете привело к предательству американских артиллеристов, которые под городом Мехико нанесли тяжелый урон своим войскам. Историки замалчивают случаи предательства и подрывных действий с каждой стороны.

Во время гражданской войны психологическая война велась как Линкольном, так и конфедератами, причем для этого создавались и использовались средства пропаганды в Англии и на континенте Европы. Однако использование северянами в войсках негров, а затем, в конце войны, планы набора их конфедератами не стали в центре внимания пропаганды.

 

Действия бирманцев и буров против англичан

Во второй половине XIX века англичане покорили бирманцев и буров. Бирманцы были более многочисленны, чем буры, их страна имела большую территорию. Если бы их руководство было таким, как, скажем, у японцев, они смогли бы создать значительно больший военный потенциал. Бирма была покорена англичанами в войне 1885 года.

_____

1. Книга «Здравый смысл» является памфлетом, в котором Т. Пэн  (1737—1809) —американский прогрессивный политический деятель, революционный демократ, просветитель — отстаивал право угнетенных на восстание, доказывал необходимость окончательного разрыва колоний с Англией и провозглашения независимой республики. — Прим. ред.

[43]

Рис. 9. Деньги как форма и носитель пропаганды. Японцы выпустили во время войны на Филиппинах свои банковские билеты достоинством 10 песо. Американцами эти деньги были использованы в целях пропаганды. Отделение психологической войны отпечатало на обратной стороне банковских билетов фразу: „Сфера взаимного процветания — чего она стоит?"— и сбросило их на противника.

Во время японской оккупации Бирмы американцы использовали листовку в виде японского оккупационного банковского билета достоинством 5 рупий, на обратной стороне которой отпечатан текст, высмеивающий оккупантов.

[44]

Эта война прошла тихо и бесславно. Ни одно государство не пришло Бирме на помощь. Бирманцы не имели даже возможности сдаться. Англичане просто прекратили войну и объявили о смещении бирманского правительства. Они издали одностороннюю декларацию об аннексии Бирмы и присоединении ее к Индии. Политическая смерть Бирмы произошла 1 января 1886 года, и об этом скоро забыли. Буры же, в противоположность бирманцам, привлекли к себе внимание всего мира. Они вошли в контакт с немцами, ирландцами, американцами, французами, голландцами — со всеми, кто мог бы критиковать действия Англии. Буры часто и во всеуслышание заявляли о своем правом деле. Они вели партизанскую войну отрядами «командо»; с тех пор это слово прочно вошло в военный лексикон.

Буры посылали свои небольшие отряды в глубокие тылы англичан, наводя на них ужас. Газеты были полны сенсационных сообщений. Если буры в конце концов и прекратили сопротивление, то сделали это на выгодных для себя условиях. Англичане предстали перед всем миром, как говорится, с подбитым глазом.

Никто не вспоминает теперь войну англичан с бирманцами, зато все помнят войну с бурами. Буры максимально использовали имевшиеся у них средства и делали все, что было в их силах. Они даже захватили в плен Уинстона Черчилля.

Эти примеры говорят о том, что роль пропаганды и связанных с ней военных действий не является такой незаметной и неощутимой, как это может показаться на первый взгляд. Приведенные примеры нельзя рассматривать как историю этих войн, но они могут послужить предлогом для написания истории. Изложение опыта более позднего периода — это совершенно другой вопрос, он требует рассмотрения доктрин психологической войны, получившей права гражданства в современных армиях.

В определенном смысле опыт прошлого может явиться ключом к будущему.

[45]

Цитируется по изд.: Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962, с. 27-45.