Тэнрикё
В обстановке социальной и политической нестабильности, предшествовавшей падению токугавского сёгуната, и того брожения умов, которым характеризовались первые десятилетия эры Мэйдзи, зародились и получили заметное распространение нетрадиционные новые религиозные течения. Среди них одним из самых распространенных было «Учение небесного закона» («Тэнрикё»). Его основательница — Накаяма Мики, жена сельского старосты, мать четырех детей, устами которой бог Тэнри-о-но микото заявил о своем пришествии на землю. Этому необыкновенному событию предшествовал ряд предзнаменований. Примерно за год до того у старшего сына Мики стали появляться сильные боли в ноге. Обеспокоенные родители всякий раз приглашали к нему заклинателя из соседней деревни, что на некоторое время приносило ему облегчение. Однако боли постоянно возобновлялись и наконец появились у самой Мики и ее мужа — Дзэмбэя. Было решено совершить в доме в присутствии родных и близких великий очистительный обряд (ёсэкадзи). Во время этого обряда бог Тэнри провозгласил через Мики: «Я Бог-создатель, бог подлинный и истинный. Мне предназначено это обиталище. Я явился в мир, чтобы спасти человечество. Прошу отдать мне Мики в качестве моего живого святилища» [216, с. 14].
Пораженные присутствующие сначала не могли поверить чуду. Дзэмбэй отказался уступить Мики, ссылаясь на то, что ему в доме нужна хозяйка, а детям мать. Однако бог не захотел покинуть тело Мики, и у нее начались страшные боли. Повторные требования бога и отказы мужа и родственников продолжались три дня, и наконец в 8 часов утра
[80]
26 октября 1838 г. родные вынуждены были уступить. Таким образом, время основания религии Тэнри известно с точностью до дня и часа. С этого момента тело Мики стало святилищем, в котором пребывал бог Тэнри — Бог-родитель (оягами), указавший через Мики путь спасения человечества. В книге «Откровений» («Офудэсаки») — священной книге религии Тэнри — говорится: «Сейчас я выражаю мои мысли посредством ее уст. Слова произносят ее уста, но заключенная в них мысль — божественна» [216, с. 17].
В обширной литературе, публикуемой издательствами церкви «Тэнрикё», подробно описывается жизнь основательницы. Она родилась в 1798 г. в провинции Ямато. С детства Мики отличалась удивительной добротой и трудолюбием. Будучи еще совсем маленькой, она, увидев плачущего ребенка, отдавала ему все свои лакомства, чтобы утешить его. Став постарше, она нянчила соседских детей, когда их родители работали в поле, за что пользовалась всеобщей любовью. В течение трех лет — с девяти до одиннадцати — она посещала школу при храме и научилась читать и писать. Она прекрасно справлялась со всеми домашними работами: умела шить, вязать и ткать. Там, где другим требовалось два дня, она справлялась за один день. Когда ей исполнилось 13 лет и ее выдали замуж за Накаяма Дзэмбэя, она стала образцовой женой. Родители мужа были так довольны ей, что передали в ее руки все хозяйство, когда ей было всего 16 лет.
В возрасте 31 года, родив третьего ребенка, Мики пережила тяжелое потрясение, оказавшее огромное влияние на ее дальнейшую судьбу. Как раз в это время в семье соседа родился мальчик. Ребенок был последней надеждой семьи, так как пять его старших братьев все умерли в младенче-ском возрасте. Между тем у матери пропало молоко, и Мики, у которой его хватало на двоих, взялась выкормить этого мальчика. Однако случилось несчастье — ребенок заболел оспой, и приглашенный доктор признал его безнадежным. Мики не могла примириться с мыслью, что ребенок, вверенный ее заботам, обречен на смерть. Она отправилась в ближайший храм и обратилась с горячей молитвой к богам, прося взамен жизни мальчика взять жизнь двух ее дочерей, а если нужно, и ее собственную. Ее молитва была услышана. На следующий же день мальчику стало лучше, и вскоре он был совсем здоров. Но дочь Мики — Ясу умерла в воз-
[81]
расте четырех лет, а позднее, когда Мики родила еще двух дочерей, умерла младшая из них — Цунэ. Впоследствии в одном из своих откровений Бог-родитель Тэнри объяснил, что одновременная смерть двух дочерей была бы слишком тяжелым ударом для Мики и поэтому он взял сначала одну, а потом возродил ее душу в другой дочери и взял ее снова.
Дальнейшая жизнь Основательницы, как начали называть Мики с того момента, как она стала живым храмом бога Тэнри, была целиком посвящена служению богу Тэнри и распространению его учения о спасении мира и достижении состояния ёкигураси — счастливой жизни для веет человечества. Бог-родитель открыл Основательнице, что человек, расставаясь с собственностью, достигает истинного понимания вещей и вступает на путь постижения сущности ёкигураси, поэтому она убедила своих близких в необходимости познать бедность. Она раздала все свое имущество и даже настояла на том, чтобы муж продал дом. Последующие 15 с лишним лет были очень тяжелыми для всей семьи. Но как гласит предание, Основательница никогда не теряла веры в правильность избранного пути. Когда случалось, что в семье не было ни зернышка риса и дети жаловались, что они голодны, она говорила им, что в мире много несчастных больных, которые не могут проглотить ни глоточка воды, ни кусочка самых изысканных яств, стоящих перед ними, а им всем Бог-родитель даровал ни с чем не сравнимую драгоценную способность пить воду и наслаждаться ее вкусом.
Расширение миссионерской деятельности последователей учения Тэнри приходится на 1853 г., когда 17-летняя дочь Основательницы — Кокан вместе с несколькими другими верующими отправилась в Осака. Там они ходили по людным улицам и, сопровождая свои слова ударами деревянных колотушек, провозглашали: «Хвала богу Тэнри-о-но микото!» («Наму Тэнри-о-но микото!»).
К этому времени в провинции Ямато Основательницу стали почитать как святую, помогающую при родах (обия) и врачующую оспу (хосо). Число обращенных стало быстро увеличиваться. Последователей Основательницы, которые собирались вместе 26-го числа каждого месяца, чтобы отметить день, когда прозвучало откровение бога Тэнри-о-но микото, стало так много, что потребовалось специальное
[82]
помещение для совместной молитвы. Его построил в 1864 г. один из новообращенных в качестве дара за благополучное разрешение от бремени своей жены.
Началась постепенная разработка обрядовой стороны религии. К словам «Хвала богу Тэнри-о-но микото!» было добавлено: «Избавь нас от всякого зла и спаси нас, бог Тэнри-о-но микото». В 70-х годах молитва увеличилась еще на несколько строф и наконец в 1882 г. приобрела тот вид, в котором она существует вплоть до настоящего времени (микагура-ута).
Примерно в это же время сложился ритуал богослужения (кагура-цутомэ), центром которого стала служба кагура-тэодори, символизировавшая акт сотворения человечества Богом-родителем. Служба совершалась вокруг алтаря (канродай) десятью священнослужителями (цутомэ ниндзю), каждый из которых олицетворял одну из ипостасей Бога-родителя и носил соответствующую маску. Действия священнослужителей сопровождались пением священных гимнов под аккомпанемент девяти инструментов. Служба имела целью защитить верующих от болезней и всякого рода напастей и приблизить наступление счастливой жизни для всего человечества. Основательнице потребовалось около трех лет для того, чтобы передать своим последователям откровения Бога-родителя, касающиеся различных деталей этого сложного ритуала. Одновременно она была занята составлением священного писания «Офудэсаки», в котором излагались основы учения Тэнрикё.
Рост популярности религии Тэнри вызвал недовольство среди последователей других конфессий. В 1866 г. два буддийских монаха порезали мечами циновки в молитвенном зале. Нападение повторилось в 1867 г., когда монахи близлежащего монастыря ворвались в молитвенный дом с обнаженными мечами и сломали там два больших барабана и светильники. В том же году правительство, принявшее курс на всемерную поддержку синто в противовес буддизму, признало Тэнрикё в качестве одной из сект синто.
Однако в дальнейшем отношение властей к новому учению не всегда было благосклонным. В 70-х годах власти заинтересовались тем, с чьего разрешения и на каком основании Накаяма Мики организует массовые богослужения. В 187S г. она была вызвана для дачи показаний в префектуральное управление г. Нара и задержана там на три дня.
[83]
Под угрозой ареста ей было запрещено проведение коллективных богослужений. Официальная регистрация общины верующих (ко) состоялась в 1880 г., однако и после этого Накаяма Мики и ее ближайшие последователи неоднократно подвергались арестам под разными предлогами на срок до двух недель. Эти меры не помешали дальнейшему распространению «Учения небесного закона», впрочем, власти, по-видимому, не ставили перед собой задачи его искоренения, и в 1908 г. правительство официально подтвердило свое признание секты Тэнри.
Накаяма Мики умерла в 1887 г. в возрасте 90 лет. Последователи учения Тэнри верят, что ее душа постоянно пребывает с ними, заботясь по-прежнему об их защите и спасении.
Теологическая доктрина секты Тэнрикё складывалась постепенно в течение жизни Накаяма Мики после получения ею откровения и вплоть до смерти ее ближайшего ученика — Хонсэки. В дальнейшем письменные источники и устные предания обросли комментариями и разного рода философскими толкованиями.
Согласно теологической доктрине Тэнрикё, это учение не является ни монотеистическим, ни политеистическим. Это совершенно особое верование. Бог Тэнри-о-но микото является всеобъемлющим божеством, заключающим в своей груди всю вселенную. «Пантеистическое божество имманентно, в то время как монотеистический бог трансцендентен. Пантеистическое божество рационально, монотеистический бог иррационален. А всеобъемлющий бог (Тэнри-о-но микото. — Авт.) „трансрационален". Его постижение путем интеллекта возможно в определенных границах, но не за их пределами» [216, с. 50].
О боге Тэнри-о-но микото нельзя сказать, что он пребывает исключительно на небе или исключительно на земле — он повсюду. Все люди, равно как и все боги, созданы Тэнри-о-но микото, или, иначе, Богом-родителем, в одном месте — Дзиба (в настоящее время там находится г. Тэнри — религиозный центр учения Тэнрикё). В соответствии с этим все люди — братья, и с богом их связывают узы, существующие между родителями и детьми. Бог-родитель — защитник своих последователей, но их вера в него должна быть доказана конкретными делами, а не простым повторением его имени.
[84]
Люди, согласно учению Тэнрикё, обладают бессмертной душой, которая покидает тело, когда оно изнашивается, сбрасывая его с себя, как старую одежду, для того чтобы возродиться к новой жизни в новой телесной оболочке (дэнаоси). Вследствие этого главное значение для человека имеет не загробная, а посюсторонняя, земная жизнь. Последователи учения Тэнрикё, зная, что все они братья и дети Бога-родителя, своими делами приближают наступление счастливой жизни на земле, для которой и создал всех людей Бог-родитель.
[85]
Цитируется по изд.: Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура нового времени. Эпоха Мэйдзи. [Культура народов Востока. Материалы и исследования]. М., 1998, с. 80-85.