Сионизм (Кузнецов, 1977)

Некоторые особенности современного сионизма

Для определения места сионизма в системе империализма важен учет наряду с экономическими и политических факторов. Речь идет прежде всего о некоторых новых моментах в самом содержании современного сионизма, об изменениях в его политических и идеологических концепциях и целях на втором этапе, после образования государства Израиль и переориентации его на нового внешнего покровителя — Соединенные Штаты Америки.

После образования государства Израиль сионизм, его идео-

[10]

логия и политика вступают как бы в новую фазу своего развития. Во всей сионистской деятельности существенную роль приобретают вопросы, связанные с судьбами государства Израиль, задачами его всемерного укрепления и развития, превращения этого государства в «духовный и политический центр всемирной еврейской нации». Государство Израиль объявляется сионистами «родиной» всех евреев, где бы они ни жили и как бы ни относились к сионизму. На XXVIII сионистском конгрессе в январе 1972 г. в нарушение всяких норм международного права принято коллективное обязательство всех местных организаций (имеются в виду сионистские и просионистские еврейские организации в капиталистических странах) помогать сионистскому государству при любых обстоятельствах и условиях, даже если эти действия будут противоречить законам тех стран, где проживают члены этих организаций.

Превращение государства Израиль в своего рода «связующий центр мирового еврейства» было «запрограммировано» еще задолго до его возникновения. Сошлемся для подтверждения на заявление одного из основателей современного политического сионизма, сподвижника Т. Герцля — М. Нордау, сделанное им вскоре после создания Всемирной сионистской организации: «Сионизм не ждет и не требует, чтобы все евреи обоих полушарий возвратились в Палестину. Те, которые чувствуют себя хорошо, могут оставаться каждый на своем месте. Мы желаем им только, чтобы они чувствовали себя еще лучше. И это, конечно, будет, как только появится и начнет процветать в Палестине еврейская самостоятельная жизнь... Она представит собой крепкий связующий центр для евреев обоих полушарий, остающихся на своих местах, центр, который будет иметь для евреев большее значение, чем Рим для католиков всех стран. Это будет своего рода нервная -система, которая охватит весь мир» 24.

О той же задаче — превращении Израиля в «ядро» «мирового еврейского народа», в связующее звено или центр «двух его частей» — в Израиле и в диаспоре — говорят и современные сионистские лидеры. «Израиль...— утверждает Сапир, бывший председатель Исполкома Еврейского агентства и ВСО,— является единственным источником связующей силы всемирного еврейства; его разрушение приведет к подрыву костяка целого народа... Евреи в государстве Израиль и евреи в других местах взаимосвязаны. Израиль не может продолжать существование без поддержки мирового еврейства; последнее не имеет будущего, если Израиль не выживет» 25.

Новые тактические задачи сионизма в общей форме были сформулированы на XXIII сионистском конгрессе 14—30 августа 1951 г. («Иерусалимская программа») и дополнены на XXVII конгрессе в июне 1968 г. («Новая Иерусалимская программа»). Они заключались в следующем: объединение евреев по всему миру вокруг «Страны Израиля», которая должна

[11]

стать главным смыслом их жизни; сбор евреев на «исторической родине»; усиление государства Израиль; усиление «самобытности» и обособленности евреев; внедрение «еврейской культуры» 26.

При помощи новой сионистской политической программы монополистическая еврейская буржуазия пытается продолжить осуществление своих классовых задач, но теперь уже на более расширенной основе, т. е. на основе государства Израиль. Прикрываясь видимостью заботы об «общенациональных», «общееврейских интересах», призывая к усилению государства Израиль, рекламируя его как «государство мирового народа и для мирового народа», она добивается установления контроля над трудящимися евреями в различных странах мира, закрепления своих позиций в основных капиталистических странах, расширения колониальной экспансии в Азии и в Африке. Важнейшим инструментом в осуществлении этих задач еврейской монополистической буржуазии в современных условиях выступает руководимое сионистами государство Израиль — неотъемлемая часть международного сионизма.

В тесной связи с ближайшими политическими задачами сионизма, изложенными в «Новой Иерусалимской программе», следует рассматривать появление новых элементов в сионистских идеологических концепциях. Идеологическая доктрина сионизма, как известно, никогда не представляла собой какого-либо целостного, систематизированного учения. Ей всегда были присущи идеологическая эклектичность и беспринципность. Обращая внимание на эту особенность идеологии современного сионизма, В. Эрлих указывал на готовность сионистских лидеров идти на уступки и изменение своих постулатов в зависимости от обстановки. «Любая попытка прямо сразить сионизм в области провозглашенной им идеологии,— писал В. Эрлих,— равносильна попытке удержать в руке угря, он всегда выскользнет» 27.

Политический прагматизм в еще большей степени характерен для современной идеологии сионизма. В ней можно выделить, во-первых, традиционные догмы, носящие характер мировоззренческих аксиом, такие, например, как учение о «мировой еврейской нации», об «избранности» евреев и вечности антисемитизма»— все они сохраняют свое значение и в наши дни; во- вторых, концепции, вырабатываемые для определенного этапа эволюции сионизма, такие, как о «центральной» роли Израиля в еврейской жизни или о «двойной лояльности», и, в-третьих, концепции, служащие для обоснования повседневной политической практики сионизма в Израиле и за его пределами, в частности усиленно распространяемые в последнее время утверждения о полной тождественности таких совершенно различных явлений и понятий, как еврей — Израиль — сионизм.

Специфической чертой сионистской идеологии как в прошлом, так и в настоящем остается ее зависимость от религиозно-

[12]

мифологического мышления. Основные догматы сионизма, как признают сами сионистские идеологи, опираются на «фундаментальные мифы», в совокупности своей сводимые к вере в «уникальность и сверхъестественность Израиля». Как отмечает известный английский буржуазный ученый, апологет сионизма В. Лакер, сионизм — «это не наука, а вера в существование общего прошлого и общего будущего еврейского народа. Такая вера может быть принята или отвергнута, но лишь в очень ограниченной степени является предметом для рациональной аргументации» 28.

Естественным и неизбежным следствием религиозно-мифологического мышления идеологов сионизма является идеалистическая трактовка ими социального развития общества и исторических судеб евреев, в том числе и вопроса о «мировой еврейской нации». «Еврейскую нацию» они определяют как союз «одинаково мыслящих людей», сложившийся на почве «общности судьбы»; единство «еврейской нации» определяется двумя главными факторами — расово-этническими и религиозными. Концепция о «богоизбранности еврейского народа» покоится на мистических категориях типа «вечный голос крови», «таинственная связь предков» и на вполне практическом требовании: «еврей тот, кто соблюдает Закон». Рассеянное по миру «еврейство» объединяется догматами иудаизма и сионизма в «народ» единством этнологии и религии, верой в приход мессии.

Отражая в специфической форме интересы крупной еврейской буржуазии, сионистские идеологи все больший акцент переносят на демагогическую пропаганду иллюзорного «единства» всех евреев на религиозной основе, снимающую все классовые противоречия между трудящимися и буржуазией. Это единство, однако, имеет как внутри, так и вовне четко обозначенную границу, по ту сторону которой находится враг — «гой» (араб или любой другой нееврей). С этим врагом не может быть никакой связи, и насилие против него считается законом. С таким утверждением сионистских идеологов связано также и внедрение в сознание евреев веры в приход мессии, якобы призванного поставить евреев к руководству всем человечеством. В качестве объединяющей силы, обеспечивающей упомянутое выше «единство» всех евреев и их руководящую роль в мире, выступает государство Израиль. Последнее призвано утвердить сионизм в качестве господствующей идеологии среди всех евреев — не только в Израиле, но и в диаспоре.

Учет всех факторов, влияющих на определение места сионизма в системе международного империализма, был бы неполным, если бы не были упомянуты особенности организационной структуры сионизма и те изменения, которые произошли в ней за последние несколько десятилетий. Прежде всего следует подчеркнуть, что лидеры сионизма, прекрасно понимая значимость централизованной организации для достижения своих

[13]

целей, всегда уделяли особое внимание созданию широкой сети сионистских и просионистских организаций. Основной базой для создания таких организаций всегда были и есть разбросанные по различным странам мира еврейские общины. Достаточно напомнить, что еще накануне созыва I сионистского конгресса в 1897 г. сионистские общества и союзы существовали во всех городах Европы, где жили евреи. На разных языках в Европе и Америке издавалось 29 периодических изданий сионистского толка. Ко II сионистскому конгрессу (1898 г.) насчитывалось 913 сионистских кружков, из них 373 —в России. К 1914 г. сионистские организации и кружки имелись в большинстве стран Европы, Северной и Южной Америки, а также в ряде стран Латинской Америки, Азии и Африки. Под эгидой и контролем Всемирной сионистской организации были созданы финансовые и политические рычаги сионистского влияния — Еврейский коло-низационный банк (ЕКБ) и его отделения — Англо-Палестин- ский банк (АПБ) и Англо-Левантийский банк (АЛБ), Еврейский национальный фонд (ЕНФ). Агитационная и пропагандистская работа велась через достаточно развитую сионистскую прессу, издававшуюся на многих языках: древнееврейском, идиш, русском, немецком, английском и французском. В 1914 г. выходило в свет уже более 80 сионистских периодических изданий. Между первой и второй мировыми войнами и особенно после второй мировой войны и образования Израиля сеть сионистских и просионистских организаций, экономических учреждений и средств массовой информации и пропаганды (издательств, типографий, прессы) увеличилась еще больше. В наши дни сионистские или просионистские организации, группы, комитеты, общества, ячейки имеются почти во всех странах капиталистического мира, где живут евреи.

Вся деятельность этой разветвленной системы сионистских организаций направляется и координируется несколькими центрами международного сионизма, которые находятся в США и в Израиле. Это Всемирная -сионистская организация (ВСО) и ее составная часть — Еврейское агентство (ЕА) или Сохнут, которые контролируют деятельность сионистских организаций более чем в 60 капиталистических странах, Всемирный еврейский конгресс (ВЕК), имеющий отделения в 67 странах, и сионистское правительство Израиля. Все эти центры международного сионизма и примыкающая к ним широкая сеть местных, региональных и международных организаций, комитетов и обществ составляют единую, можно сказать, всемирную систему организаций международного сионизма. В их руках сосредоточены крупная собственность в Израиле, США и других капиталистических странах, значительные денежные фонды, которые складываются из доходов ВСО — ЕА, из предоставляемых этим центрам, главным образом еврейскими миллионерами, поступлений, а частично и из поборов среди еврейского населения. Они

[14]

располагают собственным мощным пропагандистским аппаратом. В государстве Израиль сионизм является официальной идеологией и политикой. Это означает, что на службу распространения идеологии сионизма поставлен весь государственный аппарат этой страны: армия, полиция, разведка, дипломатия, средства массовой информации, что, естественно, еще больше расширяет возможности международного сионизма по идеологической обработке масс трудящихся евреев в Израиле и в других странах капиталистического мира.

Весьма важной чертой организационной структуры и политической практики сионизма является активное участие «чисто» сионистских организаций и союзов, входящих в ВСО, в деятельности многочисленных культурно-просветительных, религиозных, благотворительных еврейских организаций, обществ и комитетов, не называющих себя по различным причинам сионистскими, а также в деятельности различных нееврейских общественных организаций капиталистических стран. Эта особенность «механизма» политики и практики сионизма отчасти дает ответ на такой, казалось бы, трудно объяснимый вопрос — почему сионистам, представляющим в численном отношении сравнительно небольшую часть еврейского населения капиталистических стран, удается не только оказывать значительное, а в некоторых странах и преобладающее влияние на позиции еврейских общин по ряду кардинальных политических вопросов, но и создавать просионистский и произраильский политический «климат» в общественных и официальных кругах этих стран 29.

Не будет преувеличением сказать, что разветвленная по всему миру и в то же время строго централизованная система организаций международного сионизма в сочетании с мощной финансово-экономической базой в лице монополистической буржуазии еврейского происхождения, с большим, подчас преобладающим влиянием на средства массовой информации, культуры и государственно-административный аппарат ведущих капиталистических государств является главным источником силы и действенности сионистского влияния на политику ряда ведущих капиталистических государств. К настоящему времени международный сионизм по степени разветвленности своих организаций, диапазону их деятельности и международных связей, глубине проникновения в сферу еврейских общин, а также в самые различные сферы политической, экономической и общественной жизни капиталистических стран не имеет себе равных среди других буржуазно-националистических, антикоммунистических течений и отрядов мировой реакции.

Обобщая основные тенденции в развитии сионистской идеологии, политики, социально-экономической базы и организационной структуры, можно сделать несколько выводов, касающихся сущности современного сионизма, его места и роли в си-

[15]

стеме империализма, а также причин активизации сионистских организаций и центров.

Во-первых, современный сионизм—это преобладающая, наиболее реакционная форма еврейского буржуазного национализма, включающая в себя идеологию, разветвленную систему организаций и политическую практику крупной еврейской буржуазии, являющейся неотъемлемой органической частью финансово-промышленной олигархии США и других ведущих капиталистических государств. Главная стратегическая цель сионизма — укрепить капитализм и подорвать социализм, помешать объективно-историческому процессу социалистического преобразования общества.

Во-вторых, сионизм с его мощной финансово-экономической базой, средствами массовой информации и культуры, с его разветвленной организационной структурой и усовершенствованным механизмом политической практики, включая правительственный аппарат государства Израиль, превратился в один из ведущих секторов в системе международного империализма. Отстаивая интересы эксплуататорских классов капиталистических стран и выступая как орудие империалистической политики, сионизм участвует в формировании этой политики совместно с правящими кругами США и других капиталистических держав. На современном этапе, особенно после образования государства Израиль, еще более, возросла роль и второй функции международного сионизма,— орудия в конкурентной борьбе еврейской буржуазии за укрепление своих позиций в мире капитала, за получение максимальных прибылей и расширение неоколониалистской экспансии на Ближнем Востоке и в других странах «третьего мира».

В-третьих, выдвижение сионизма на передний край современной идеологической борьбы в качестве основной ударной силы международного империализма есть следствие не какой- либо одной причины, а целого ряда факторов. К последним относятся: изменение соотношения сил в империалистическом лагере, и в частности превращение США в руководящую силу этого лагеря; укрепление и расширение позиций международного сионизма в результате образования государства Израиль, усиления мощи еврейской монополистической буржуазии в ведущих капиталистических странах и переориентации руководства ВСО — ЕА и правительства Израиля на союз с американским империализмом; ставка империалистических кругов США и других ведущих капиталистических государств (в условиях углубления общего кризиса капитализма и сужения внешнеполитических возможностей империализма для прямой атаки против стран социалистического содружества) на более изощренные формы и методы борьбы против социализма — на идеологические диверсии, разжигание национализма с целью вызвать «эрозию» и подрыв социалистического строя изнутри.

[16]

Киселев В.И. Сионизм в системе империализма. // Международный сионизм: история и политика (сборник статей). М., 1977, с. 10-16.

Примечания

24. M. Нордay, Речи и статьи, Екатеринослав, 1898, стр. 35.

25. P. Sаpir, Western Aliya and Israel s Survival. The Israel Year-book, Tel-Aviv, 1975, стр. 22—23.

26. «The Jerusalem Post», 19.VI.1968.

27 В. Эpлиx, Сионизм: теория и практика, стр. 59.

28. W. Laquer, A History of Zionism, London, 1972, стр. 589.

29. Газета «Аль-Иттихад», ссылаясь на сведения «Еврейско-американского ежегодника» за 1974—1975 гг., сообщала 21 января 1975 г., что всего в мире насчитывалось в эти годы 14 млн. 150 тыс. евреев. Зарегистрированное число членов сионистских организаций составляло около 1,5 млн., т. е. примерно 10%.

Понятие: