Раввин (Хундерт, 2014)
Раввин — главный судья
Раввин являлся авторитетом в вопросах Галахи. В его задачи входила обязанность возглавлять раввинские суды общины, поэтому он носил титул авбейт га-дин (главный судья) 10. Если раввин также исполнял обязанности главы местной ешивы, что случалось часто, к его титулу добавлялось реши метивта (глава академии) 11. Как правило, он участвовал в заседаниях кагала и скреплял его решения своей подписью.
В больших общинах действовало несколько судебных коллегий, рассматривавших дела разной степени важности. По большей части это были гражданские дела, но и в случаях уголовных правонарушений суды обладали правом выносить целый ряд приговоров. Наиболее часто применяемой мерой наказания являлись штрафы, хотя антиобщественное поведение или преступление могло караться и лишением права на проживание в городе 12.
Другие наказания включали удары плетьми и тюремное заключение. Преступника могли также заковать в железный ошейник и ножные кандалы (kune, kuna) и посадить у входа в синагогу. Это позорное наказание считалось самым суровым, более тяжелым, чем наказание плетьми, которое часто приводилось в исполнение в помещении кагала, а не публично 13.
Помимо председательства в суде и руководства ешивой раввин наблюдал за выборами в кагал, осуществлял надзор за погребальным братством и другими объединениями и цехами. Подобно нотариусу в магистрате, он скреплял своей печатью и подписью контракты, завещания и деловые
______
10. Более развернутое общее описание см. в: Katz J. Tradition and Crisis. 2d ed. New York, 1993, особенно “Rabbinate”, “Communal Rabbi” (см. рус. пер.: Кац Я. Традиция и кризис. С. 265-289. —Примеч. ред.).
11. Асаф С. Ми-пинкас Заблодова. С. 313-314. Ср.: Бубер С. Кирья нисгава. С. 109.
12. Пинкас кегал Тиктин. № 65-66, 111, 184, 216, 286, 287, 300, 302, 333, 462, 473, 476, 524,
589,595, 974; вновь прибывший должен был заплатить минимум 2 дуката: Асаф С. Ми[1]пинкас Заблодова. С. 314; Hundert G. D. Jews in a Polish Private Town. E 69-71.
13. Kaźmierczyk A. Żydzi w dobrach prywatnych w świetle sądowniczej i administracyjnej prakyki dóbr magnackich w wiekach XVI-XVIII. Kraków, 2002. S. 200-202; Давидович Д. Оманут ве-маним бе-вате кнессет шель Полин: Мекорот, сигнонот, га-шпат. Тель-Авив, 1982. С. 84; Пинкас кегал Тиктин. № 113,119, 225, 472,596, 866, 974.
[103]
документы. В городах частного владения администрация владельца города требовала, чтобы он вел тщательные записи, тем самым придавая актовой книге раввина важнейшее значение. Раввин приводил к присяге резников и мясников, налогоплательщиков и сборщиков налогов. Он составлял и зачитывал в синагоге постановления об отлучении, присуждал весьма почетный титул морейну (наш учитель) и титул более скромной степени — хавер (буквально: “товарищ”, другое почетное звание для ученого) 14.
Раввин руководил свадебными церемониями и осуществлял процедуру развода. Он произносил традиционные проповеди в шабат перед Песахом и шабат между Новым годом и Судным днем. В определенное время он объезжал относившиеся к общине окружающие деревни, предоставляя свои услуги их жителям. Он следил за тем, чтобы жители деревень платили причитающиеся налоги и чтобы резники имели соответствующую квалификацию.
В больших общинах доход раввина был довольно высок, и за раввинскую должность боролись. В крупных городах заработок у раввина был больше, чем у городских чиновников и управляющих поместьями, за исключением наиболее крупных из них 15. Особые виды оплат, которые раввин мог получать за те или иные действия, иногда являлись фиксированными и часто производились под наблюдением правительственного чиновника или администрации владельца города 16. Проводя обряд бракосочетания, раввин получал фиксированный процент от приданого. Разводы случались настолько часто, что в некоторых общинах ввели гибкую шкалу оплаты, в зависимости от имущественного положения супругов. Когда раввин объезжал небольшие деревни, он обычно получал подарки, именуемые по-польски kolęda 17.
В XVIII веке назначение на раввинскую должность требовало согласования (konsens или rabinostwo) с владельцем города либо воеводой 18, что было связано с большими расходами. Так, в Жолкве за шестилетний контракт следо-
________
14. Иногда старейшины общины обладали правом на утверждение таких действий. См.: Пинхас кегал Тиктин. № 91, 253,582, 659 (23), 908, 988.
15. Hundert G. ХУ. Jews in a Polish Private Town. P. 190. № 47.
16. AGAD, ADO 1/109 (Opatów); Kraków, AP, Teki Schneidera 262 (Zasław); см. также: Гальперин И. Таканот мединат Мехрин. Иерусалим, 1952. № 158-160,166,167,172. С. 52,54, 55; Пинкас кегал Тиктин. № 72. С. 38.
17. См.: Левитац И. Еврейская община в России (1772-1917). Москва: Книжники, 2013. С. 155. — Примеч. ред. № 27; Яаков-Йосеф ми-Полонне. Сефер толдот Яаков[1]Йосеф. Кожец, 1780; Цав. Фото-офсетный репринт: Иерусалим, 1966; Берехия-Берах ми Климонтов. Зера берах шлиши. Франкфурт-на-Одере, 1735. Ч. 2.1735. С. 24.
18. Goldberg J. Jewish Privileges. № 2. Р. 62. (Bobrowniki, 1744); № 23. Р. 166 (Lubraniec, 1783); № 27. P. 193 (Łask, 1714); № 57. P. 357 (Wojsławice, 1780). Kaźmierczyk A. Żydzi polscy, 1648-1772 // Źródła. Kraków, 2001. № 40. P. 75 (Lubartów, 1769); № 54. P. 99 (Rzeszów, 1737); № 56. P 103 (Żółkiew, 1752).
[104]
вало уплатить 350 дукатов (6300 флоринов). Как отметил М.Росман, “раввинские должности превратились в некий предмет аренды” 19.
Раввин пользовался в общине особым почетом. Он и его домашние освобождались от исполнения предписаний, ограничивавших потребление предметов роскоши. В шабат и праздники члены общины приходили поздравлять его 20. Он пользовался привилегией исполнять почетную обязанность — быть третьим среди вызываемых к чтению Торы 21. Семья, праздновавшая обрезание сына, подносила раввину дар в виде меда или рыбы. В некоторые праздники уже вся община делала ему подарки того же рода 22.
Вечером в пятницу к нему приводили детей для благословения. Тем не менее раввин назначался на свою должность, обычно на определенный срок, чаще всего на три года, кагалом, который и оплачивал его труд.
_______
19. Rosman M.J. The Lords' Jews: Magnate-Jewish Relations in the Polish-Lithuanian Commonwealth during the Eighteenth Century. Cambridge, Mass., 1990. P. 200 и приведенные там источники: р. 198-204; Kaźmierczyk A. Żydzi w dobrach. См. особенно s. 137-142.
20. PML № 962-963. Р 266 (1761).
21. Первым вызывали члена общины, происходившего из священнического рода, вторым — из рода левитов, а поскольку выбор осуществлялся из небольшой группы, практически третьим был первый, кого выбирали на основании не происхождения, а заслуг.
22. См., в частности: Нисенбаум С.В. Лекорот га-йегудим бе-Люблин. Люблин, 1920. С. 14.
[105]
Цитируется по изд.: Хундерт Г.Д. Евреи в Польско-Литовском государстве в XVIII веке: генеалогия Нового времени. М., 2014, с. 103-105.