Жидовствующие (Маслин, 2014)
ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (Новгородско-московская ересь антитринитариев) - резко анти-православное умонастроение, распространявшееся в конце XV - начале XVI века в Москве и Новгороде среди служилого сословия, купечества, в придворных великокняжеских кругах, а также среди некоторых представителей духовенства и в посадских кругах. Представления о взглядах жидовствующих дают памятники обличительной литературы, важнейшие из которых «Просветитель» Иосифа Волоцкого и антиеретические послания новгородского епископа Геннадия. Сохранились благодаря тайнописи и иносказаниям некоторые оригинальные еретические сочинение, а также сочинения, переписывавшиеся писцами-еретиками (комментирующие пометы Ивашки Черного на полях «Елинского летописца», тенденциозное редактирование «Мерила Праведного» Иваном-Волком Курицыным). Из рукописей, например, исчезали упоминания о троичности Божества, устанавливался запрет на изображение Христа. Особое пристрастие еретики питали к ветхозаветной и пророческой литературе. Был переведен с еврейского «Шестокрыл» - астрологическая, еретическая книга, автором которой считается Иммануил бен Иаков (XIV век) и в которой обширные математические и астрономические знания переплетались с магией. В основе ее лежал принцип вечного календаря, с помощью которого еретики высмеивали деятелей церкви, ожидавших светопреставления в 1492 году, когда истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира. Отрицая идею конца мира, жидовствующие не признавали грядущего воскресения и воздаяния, т. е. христианской эсхатологии. Подобные умонастроения предполагают понятие о незамкнутости вечно длящегося времени. Пристрастие к астрономии и гаданиям отразило такой тип мировосприятия, которому не чужды были элементы фатализма и пантеизма. Еретики указывали на присутствие Божества в мире через эманацию (истечение), сливая божественную сущность с материальным началом. Они исходили из того, что единое начало, непостижимая божественная бесконечность, являясь субстанциальной основой бытия, проникает собой весь мир. Аналогичные принципы формутировал еврейский философ М. Маймонид (1135-1204) Можно указать на другие иудейские источники, использовавшиеся древнерусскими еретиками. В русле еретических идей переводной литературы решает проблему соотношение веры – пророчества – мудрости Федор Курицын в своем «Лаодикийском послании», где сформулировано кредо жидовствующих. Основой веры здесь объявляются пророческие наставления, смысл которых постигает мудрый, а мудрость, в свою очередь, дается чудесным образом тому, кто следует заповедям пророков. При этом святоотеческое предание являющееся основой господствующей православной религиозности, рассматривается как преграда для даруемого пророческим откровением свободы. По убеждению Федора Курицына мудрость имеет божественное происхождение. Встречное устремление человека к божественному возлагается на грамоту, которая послана в мир ради спасения. Эти идеи развиваются в примыкающем к «Лаодикийскому посланию» «Написании о грамоте», где положение о спасительном предназначении Христа подменяется тезисом о спасительной для судеб человечества миссии грамоты. В такой мировоззренческой установке улавливаются отголоски позднеантичной философии, отождествлявшей Бога со словом (Логосом), созидающим мир. Овладевший грамотой как бы уподобляется Творцу, становится властелином мироздания. Учение Курицына о мудрости, грамоте и самовластии ума, равно как и его арабо-еврейские аналогии, является больше религиозным мистическим порывом, чем рационализацией знаний. У исследователей нет единого мнения в оценке жидовствующих. Одни в идеологии антицерковного учения склонны видеть исключительно библейско-монотеистическую религиозность, др. усматривают в ереси христианско-рационалистическое начало. Противоречия усугубляются спорами об отношении жидовствующих к иудаизму. Большинство авторов, изучавших эту проблему, не подвергают сомнению наличие еврейских элементов в ереси, но не считают их достаточными для обвинения в иудаизме. Даже древнерусские обличители не отождествляли ересь исключительно с иудаизмом, хотя и указывали на отдельные параллели с иудейской догматикой и обрядностью (почитание субботы, обрезание, пользование еврейским календарем). Ересь жидовствующих не была однородной. Под этим названием обличители объединили сразу несколько различных антицерковных направлений, указывалось, напр., на различия между новгородскими и московскими еретиками, а также на то, что в древнерусской ереси иудейство смешано с иными еретическими заблуждениями. Тем не менее главным признаком жидовствующих было последовательное утверждение единобожия в ветхозаветном его понимании и отрицание Троицы (антигринитаризм). Еретики подверглись жесткому преследованию со стороны официальной церкви. На Соборе 1490 года были осуждены поп Денис, дьяк Гридя, чернец Захар и др. По решению Собора 1504 года к казни приговорены Иван-Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, новгородец Некрас Рукавов, еще ряд лиц. Такие известные по обличительной литературе лидеры, как дьяк Курицын, квигописец Иващко Черный, купцы Зубов, Семен Кленов и др., либо умерли до начала расправ, либо отошли от деятельности и скрылись. Расправившись с антицерковным движением, церковь утвердила монопольное право на руководство духовной жизнью общества.
В. В. Мильков
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 194-195.
Литература:
О ереси жидовствующих. М., 1902; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVI веков. Спб., 1903; Источники по истории новгородско-московской ереси кон. XV - нач. XVI в. // Казакова Н. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI века. М.; Л., 1955. С. 256-523; Мильков В. В. Религиозно-философские проблемы в еретичестве конца XV - начала XVI в. // Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М., 1985. С. 40-67; Григоренко А. Духовные искания на Руси конца XV в. Спб., 1999; Громов М. П., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001. С. 315-340; Лурье Я. С. Нерешенные вопросы в истории идеологических движений конца XV в. // Лурье Я. С. Избр. статьи и письма. Снб., 2011; Таубе М. Ересь «жидовствующих» и переводы с еврейского в средневековой Руси // История еврейского народа в России: От древности до раннего Нового времени. Иерусалим; М., 2010.