Солипсизм (Исаева, 2009)

СОЛИПСИЗМ. В индийской религиозно-философской традиции к идеям солипсизма наиболее близки два учения, в которых особую роль играет концепция «чистого сознания»: среди неортодоксальных учений — будд, виджнянавада, среди ортодоксальных — адвайта-веданта. Согласно виджнянаваде, из всех скандх, или элементов мироздания, реальна лишь скандха виджняны (сознания), тогда как все остальные производны от нее. Поскольку виджняна сама продуцирует не только представления и идеи, но и чувственные данные, можно считать, что эмпирический мир порожден деятельностью сознания. Тем не менее виджнянавада удерживается от крайних солипсистских выводов благодаря постулированию некоего общего «вместилища сознания» (алая-виджняна).

Иначе говоря, с точки зрения буддистов-виджнянавадинов, Вселенная — это не проекция моего собственного, субъективного сознания, но общая греза алая-виджняны, к которой отдельное сознание способно лишь время от времени подключаться. Согласно же представлениям адвайта-веданты, реален лишь высший Брахман, который поотоимается как чистое сознание (джняна), или чистое восприятие (чит, упалабдхи).

Весь мир обязан своим существованием временной замутненности этого восприятия (поэтому он по сути своей определяется как авидья, или неведение), или, что то же самое, развертыванию «космические иллюзии» (майя). В некоторых направлениях адвайта-веданты существование эмпирического мира прямо сведено к его воспринимаемости (такова дришти-сриштивада, или учение о видении, равнозначном творению, адвайтиста Пракашананды). Однако еще до формирования этого учения в компендии, приписываемом адвайтисту Шанкаре, излагается концепция экадживавада, своеобразное представление о «единой душе» — грезящей или видящей сны, частью которых все мы и являемся (см. «Сарвадаршанасиддханта-санграха» XII.77-78). Адвайта-веданта пытается уберечься от солипсистских импликаций благодаря представлению о вечном Брахмане, существующем до и независимо от чьего бы то ни было отдельного, субъективного сознания. Онтологические гарантии спасения и твердая уверенность в существовании этого Брахмана обеспечиваются в ней безусловной опорой на тексты откровения (шрути).

Н.В. Исаева

Цитируется по изд.: Индийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2009, с. 749.

Понятие: