Шива (Бэшем, 1977)

Почти столь же популярным, как многочисленные проявления Вишну, был Шива, ведущий свое происхождение от грозного ведийского бога Рудры, с которым сочетались элементы мифологии некоего неарийского божества плодородия. Хотя разные шиваитские секты часто предсталяли своего избранного бога высокоморальным и благосклонным небесным отцом, образ Шивы, как и образ Вишну, имеет двойственный характер. Он незримо присутствует в самых зловещих местах – на полях сражений, местах сожжения трупов и на дорожных перекрестках, которые в Индии, как и в Европе, считались крайне опасными и неблагоприятными для пребывания. Шива носит на шее ожерелье из черепов, его окружают призраки, злые духи и демоны. Он олицетворяет смерть и время, разрушающее все сущее.

Но Шива также великий аскет и покровитель всех аскетов вообще. Над крутыми склонами горы Кайласа в Гималаях он, великий йогин, сидит на тигровой шкуре, погруженный в медитацию, которая и поддерживает существование Вселенной. Его длинные волосы (джата) заплетены узлом на макушке. В них сверкает молодой месяц, и священная река Ганг ниспадает с его волос. В центре лба у него третий глаз – символ его высшей мудрости и проницательности; горло его черно – след смертельного яда. Этот яд – последнее, что появилось из глубин вспаханного богами космического океана, – Шива выпил, чтобы спасти других богов от гибели. Змеи, повелителем которых он считается, обвивают кольцами его шею и руки, тело его покрыто золой, которая является символом аскетизма. При нем его оружие – трезубец. Рядом с Шивой – его жена, прекрасная Парвати, и бык Нанди, на котором он ездит.

Хотя в этом аспекте Шива постоянно погружен в медитацию, он может благодаря божественному могуществу достигнуть раздвоения своей личности. Он не только бог мистического спокойствия, но и владыка танца (Натараджа). Этот аспект Шивы особенно популярен в Тамилнаде, где религиозные танцы были частью самых ранних из известных тамильских традиций. Шива танцует в небесном дворце на горе Кайласа или в своем южном обиталище, храме Чидамбарам, или Таллаи (неподалеку от океанского побережья, около 50 миль к югу от Пондишери), мистически отождествляемой с Кайласой. Шива изобрел не менее 108 различных танцев. Одни из них спокойные, пластичные, другие – необузданные, разгульные, устрашающие. Из последних наиболее знаменит тандава, в котором разъяренный бог в окружении хмельных телохранителей (гана) отбивает неистовый ритм, разрушающий мир в конце космического цикла.

Из других образов Шивы, служивших предметом поклонения, известен обращенный ликом на юг (Дакшинамурти); в этом случае он – вселенский наставник, изображаемый в непринужденной позе; одна нога его на троне, на котором он сидит, другая касается земли, рука поднята жестом объясняющего. Это проявление Шивы, по-видимому, в какой-то степени вдохновлено буддизмом.

Но в основном Шива был и до сих пор остается объектом поклонения в виде лингама, который представляет собой небольшую колонную цилиндрической формы с закругленным верхом. Это остаток культа более древнего, чем сама индийская цивилизация. Фаллические символы были найдены еще в руинах городов цивилизации Хараппы. Ранняя тамильская литература упоминает о воздвижении ритуальных столбов, которые, вероятно, были изображениями фаллоса. Культ лингама, отправляемый некоторыми неарийскими народами во все эпохи, был воспринят индуизмом на рубеже нашей эры, хотя в начале он не получил широкого признания. Еще в «Ригведе» Рудра, горное божество, ассоциировался с растениями и животными. Рогатый итифаллический бог из Мохенджо-Даро, окруженный животными, вполне мог послужить прототипом Шивы как покровитель воспроизведения людей, животных и растений. В этом аспекте он известен под именем Пашупати («Повелитель зверей»). В Южной Индии он часто изображается как четырехрукий человек, поднявший одну руку для благословения, раскрывший другую как бы для раздачи даров, с топором в третьей и с крошечным оленем, выпрыгивающим из пальцев четвертой руки.

Некоторые шиваитские секты утверждают, что Шива совершил ряд «нисхождений» (аватар), но эти аватары явно имитируют восхождения Вишну и никогда не играли большой роли в шиваизме. Шива, однако, время от времени спускался на землю или перевоплощался, чтобы уничтожить демонов или испытать благочестие воинов и святых. О нем рассказывают многочисленные легенды, причем в некоторых этот бог представлен отнюдь не в благоприятном свете. Из мифов о Шиве наиболее известна история его женитьбы на Парвати, дочери Гималая, олицетворящещего горы.

Богам очень досаждал демон Тарака, которому было предсказано, что его может убить только отпрыск Шивы и дочери гор. Но Шива постоянно находился в глубокой медитации, и перспектива появления у него когда-нибудь детей казалась другим богам зыбкой. Но все-таки они послали Парвати, прекрасную дочь Гималая, прислужить Шиве. Однако, сколько ни старалась красавица обратить на себя внимание бога, он ее не замечал. Мало того, в результате этих попыток пострадал Кама, бог любви, изо всех сил старавшийся ей помочь. Он был испепелен пламенем третьего глаза Шивы. В конце концов Парвати решила последовать примеру бога в его аскетизме. Сбросив с себя украшения, она сделалась отшельницей и поселилась в обители на соседней горе. Шива заметил ее в новом одеянии и влюбился. Они поженились, и свадьба их сопровождалась пышной церемонией, в которой приняли участие все боги. Вскоре Парвати родила Сканду, бога войны. Когда он вырос и возмужал, он убил демона Тараку.

В Южной Индии существует похожая легенда, повествующая о свадьбе Шивы и Минакши, дочери одного из властителей Мадурая из династии Пандья. Этому событию посвящен один из самых знаменитых и величественных храмов Южной Индии.

Цитируется по изд.: Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977, с. 333-335.

Понятие: