Гетерия

Гетерия. Идеи французской буржуазной революции быстро распространились в европейских странах. Народы Юго-Восточной Европы, живущие в условиях постоянного угнетения и угрозы своему национальному существованию, доведенные до крайней нищеты непосильными поборами и грабежом, представляли благоприятную почву для проникновения и развития идей французской революции. Здесь, в Юго-Восточной Европе, революционное движение приняло характер борьбы за свержение турецкого ига, за национальное освобождение.

Греки первые из всех балканских народов поняли значение новых социальных идей и стали стремиться к их осуществлению. Это объяснялось их экономическим положением, состоянием их культуры, наконец их особым положением в Турецкой империи, в

[248]

которой многие представители греков занимали должности драгоманов (переводчиков), министров или правителей провинций 1.

На территории Турецкой империи было небезопасно приступать к организации революционного движения. Турки сурово пресекали любые попытки народного восстания. Ими был убит талантливый греческий поэт Ригас, один из крупнейших народных поэтов на Балканах, Но многие греми жили в других государствах. Поэтому значительная часть подготовки к революции происходила за границей.

В 1814 г. в Одессе была создана «Греческая гетерия» (содружество). Основателем и руководителем этого общества был Александр Ипсиланти, сын бывшего господаря-фанариота Константина Ипсиланти. Гетерия имела своих сторонников в России, в Молдавии и Валахии, в Болгарии, Сербии и даже в странах Центральной Европы, причем одна из самых активных агентур Гетерии находилась в Вене. Среди виднейших покровителей Гетерии следует отметить русского министра Каподистрия, грека по происхождению, и Михаила Шуцу, господаря-фанариота Молдавии (1819—1821).

Александр Ипсиланти служил в русской армии в чине генерала, а русский царь Александр I не хотел открыто помогать какому-либо движению, направленному против другого европейского монарха. Поэтому руководитель Гетерии был вынужден уйти в отставку. Развязав себе руки, Александр Ипсиланти приступил к организации Гетерии на военных началах на территории России. Ему удалось собрать «Священный батальон», состоявший из молодых греков, а затем и армию, в состав которой вошли болгары, сербы, арнауты, греки и люди других национальностей, которые не всегда понимали цели Гетерии, но знали, что предстоящие битвы смогут оказаться удобным случаем для того, чтобы улучшить свое положение.

Гетерия ставила целью освободить народы Юго-Восточной Европы и вместе с ними и греческий народ от турецкого ига.

____

1. Основной причиной развития национально-освободительного движения в Юго-Восточной Европе был рост производительных сил, которому мешал турецкий деспотизм. Развитие производительных сил, развитие местной буржуазии, антифеодальная борьба угнетенных масс пролетариата и крестьянства— именно это породило национально-освободительное движение, а вовсе не тот факт, что народы Юго-Восточной Европы подпали, наконец, под влияние идей французской революции и «поняли их значение».

В то же время по ряду экономических и политических соображений национально-освободительное движение угнетенных народов Юго-Восточной Европы поддерживала значительная часть класса феодалов и реакционные державы, часто использовавшие национальное движение в своих целях. В частности, очень велико было значение реакционных элементов в греческом освободительном движении. Греческие министры и драгоманы не были передатчиками идей французской революции; участвуя в национально-освободительной борьбе, они не забывали о своих кастовых привилегиях. — Прим. ред.

[249]

а также основать национальные государства на базе более справедливого социального устройства, чем в Турецкой империи. Этими целями объясняется то, что Гетерия нашла большое число сторонников среди других народов Юго-Восточной Европы и прежде всего со стороны народных масс 1. Многие западные демократы поддерживали борьбу народов Юго-Восточной Европы за свое освобождение. Великий поэт Англии Байрон приехал в Грецию и умер, борясь за освобождение греческого народа.

В феврале 1821 г. Александр Ипсиланти, ободренный вспыхнувшим в 1820 г. в Италии восстанием, вступил во главе своего войска в Молдавию. В Яссах к нему присоединился молдавский господарь-фанариот Михаил Шуцу, а митрополит Молдавии Вениамин Костаке принял его как освободителя. Разгромив турецкие силы в Яссах, Александр Ипсиланти прошел без боя всю Молдавию и Валахию и прибыл в Бухарест 27 марта 1821 г.

Между тем русский царь, опасаясь международных осложнений, осудил гетерийское движение. В то же время, как мы увидим, связь Гетерии с восстанием, возглавлявшимся Тудором Владимиреску, порвалась. Ипсиланти и Владимиреску действовали изолированно друг от друга; между ними происходили столкновения.

Турки атаковали войска Ипсиланти у села Драгашани и одержали над ними победу. Войска Ипсиланти рассеялись, а сам он бежал в Австрию, где его задержали и заключили в тюрьму. Гетерия была разгромлена. Но за движением Гетерии последовали новые попытки добиться освобождения, в конце концов увенчавшиеся успехом. Восстание 1821 г. в румынских княжествах, возглавлявшееся Тудором Владимиреску, было частью обшей борьбы народов Юго-Восточной Европы за свое освобождение.

______

1. Состав Гетерии был разнообразен, в нее входили и люди, далеко не стремившиеся к «более справедливому социальному устройству». Симпатии масс к Гетерии объясняются прежде всего ее национальной борьбой и антифеодальными стремлениями ее передовых элементов, — Прим. ред.

[250]

Цитируется по изд.: История Румынии. Под ред. М. Роллера. М., 1950, с. 248-250.

Понятие: