Апелла

Как выбирались эфоры, мы точно не знаем. Известно, что стать эфором мог любой спартиат, но кандидатура в эфоры выдвигалась какой-то сравнительно замкнутой группой. Сами выборы происходили в «народном» собрании спартиатов, называвшемся «апелла».

Апелла также имела весьма характерные для спартанского строя черты и во многом напоминала гомеровскую сходку воинов. До VI века до н. э. апелла один раз в месяц созывалась царями; в VI веке это право переходит к эфорам. Право выступления в апелле имели цари, геронты и эфоры, но не рядовые спартиаты. Собрание происходило так: в кратких речах формулировались подлежащие решению вопросы, а также предлагалось и самое решение; никаких других выступлений в апелле быть не могло. Собрание либо принимало предложенную формулу, либо с помощью тех же основных ораторов выдвигало другие формулы. Окончательное решение проводилось не голосованием, а простым криком, силой которого измерялось положительное или отрицательное отношение собрания к той или иной кандидатуре или к тому или иному предложению.

Необходимо отметить, что истолкователями таких весьма своеобразных решений апеллы выступили те же эфоры, что немало увеличивало их авторитет. Власть апеллы номинально была широка: она решала вопросы войны и мира, союзных отношений, вопросы наследования царской власти, иногда принимала решения о перемене законов, для чего вносились особые формулы, называвшиеся «ретрами». Но фактически законодательная деятельность апеллы была очень ограничена, так как писанных законов в Спарте вообще не было, а законами являлись древние обычаи, которые подлежали изменению в самых исключительных случаях. Это отсутствие писанных законов сделалось даже одним из основных политических лозунгов в борьбе партий позднейшей Спарты, а в остальной Греции выдвигалось аристократами в качестве политического идеала. В других древнегреческих центрах писанные законы появлялись как признак оформления рабовладельческого полиса; первые писанные законы в наиболее развитых полисах приходятся на начало VII века до нашей эры.

Рассмотренные нами формы политического строя являются ярким показателем его примитивности и отсталости культурного и социально-политического развития Спарты.

Цитируется по изд.: Бергер А. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936, с. 36-37.