Вилланы в Паннонии

Развитие городского строя и распространение в Паннонии римских форм хозяйства шло одновременно с распространением в провинции рабства и основывавшихся на рабском труде вилл. В I—II веках свидетельства о рабах и отпущенниках относятся преимущественно к пришлому населению провинции и происходят из южных и западных ее районов. Среди племен рабство было наиболее распространено у бойев, отчасти у эрависков. С территории civitas бойев дошли сведения I — начала II века о рабах у аристократии бойев. Так, Тит Флавий Кобромар, потомок одного из последних царей бойев, получивший римское гражданство от Флавиев, имел рабов: известны его рабы Кобромар, Амука, Артемидор и отпущенник Тит Флавий Уксавиил. У Тита Флавия Битурига была доморожденная рабыня Матугента. В надгробии из Интерцизы I — первой половины II века названы отпущенники местной семьи эрависков без права римского гражданства — Демиунка, сына Коуция, и его жены Анкулаты, дочери Каупиона, которым поставили надгробие трое их отпущенников — Батал, Лоукон и Оза.

Со II века, и особенно после Маркоманнских войн, появляются известия о рабстве в городах на лимесе, относящиеся уже к более широкому кругу населения. Это обстоятельство указывает на возросшее использование рабского труда как в муниципальных хозяйствах, так и в крупных имениях и виллах. На рабском труде основывалось и ремесленное производство в больших городах. Широкое распространение в Паннонии римской виллы, типичной для рабовладельческого способа производства хозяйственной единицы, заставляет предполагать, что эту форму хозяйства заимствовало и местное романизированное население Паннонии.

Множество рабов использовалось в штате императорской канцелярии в качестве казначеев, секретарей, контролеров, оценщиков и т. д. 37

Частые войны на границе способствовали притоку рабов из числа военнопленных. Возвращавшиеся из походов легионеры имели возможность продавать военнопленных в самой Паннонии. Как свидетельствуют латинские надписи, рабы-германцы (квады, гермундуры, наристы), даки и сарматы находились в собственности гражданских и военных лиц как в I, так и во II и III веках 38.

_______

37. CIL, III, 3269; 3500; 4044; 10301.

38. CIL, III, 4500; 11301; 13379; 14348; 1435515; 143594; 10775; Dobo, 203.

[52]

Надписи III века с упоминанием рабов происходят как раз из городов на границе, где приобрести рабов было несложно. Возможно, именно стремление к приобретению рабов и заброшенных вследствие Маркоманнских войн земель привлекло на границу переселенцев из далеких от Паннонии стран.

Современники называли Паннонию IV века областью, изобилующей рабами 39.

Самые ранние виллы возникли на северо-западных берегах Балатона в последней трети I века н. э. Эти виллы принадлежали переселенцам из Италии. Одна из наиболее исследованных, правда, не типичных для провинции, вилл — большая вилла в Балаца (в районе села Немешвамоша, южнее г. Веспрема) — принадлежала италику 40. Вилла находилась на землях, изъятых у племени бойев; она просуществовала до конца римской власти, сменив несколько владельцев и пережив варварские вторжения IV — VI веков; ее первым владельцем был уроженец Италии. Господский дом виллы и характер фресок воспроизводили итальянский стиль из Помпей, хотя последние постройки отмечены уже паннонским влиянием. Вилла состояла из нескольких зданий, в том числе и хозяйственного назначения, окруженных стеной, и представляла собой сочетание роскошного загородного дома и крупного производящего имения. На вилле занимались сельским хозяйством, овцеводством и виноградарством. В подобных имениях мог использоваться на сезонных работах труд крестьян из соседних сел.

Небольшие виллы непосредственно за лимесом часто принадлежали ветеранам. Если неподалеку проходила дорога, виллы служили также дорожными станциями и гостиницами для проезжающих. Поскольку они располагались почти что на границе, они имели сторожевые башни. Богатые и крупные виллы находились в глубине провинции, однако вблизи дорог; хозяйство виллы учитывало потребности рынка. Поздние виллы (IV век), главным образом из внутренних областей провинции, выступают как самообеспечивающиеся хозяйства, независимые от города (вилла в Тац-Февенпусте, Погантелеке и др.). Вилла в Тац-Февенпусте была преимущественно производящим центром. Там занимались сельским хозяйством, керамическим и ткацким ремеслом. Множество находок черепиц с клеймами паннонских войск свидетельствует о тесных связях хозяйства виллы с легионом; керамическая мастерская виллы производила глазированную керамику, употреблявшуюся в войсках вдоль лимеса.

_____

39. A. Riese. Geographi Latini Minores. Heilbronnae, 1878.

40. E. B. Thomas. Op. cit., 8. 73—107; tabl. 20—85.

[53]

На примере поздних вилл видно, как вследствие войн III — IV веков и беспокойной обстановки в провинции хозяйство принимало замкнутый характер; виллы превратились в укрепления и получили башни по углам. По наблюдению археологов, этот тип виллы является паннонским и возник в III веке. Башни служили целям обороны и использовались как хозяйственные помещения. Такие укрепленные виллы в момент нападений служили убежищем для всей округи.

В то же время на городских землях, на землях крупных частных и императорских имений продолжало существовать множество сел. К сожалению, характер источников не позволяет определить ни состав их населения, ни форму внутренней организации, несомненно сохранявшую какие-то черты доримского периода. В крестьянской среде могли существовать отношения взаимопомощи и сотрудничества, и рабство едва ли получило большое производственное значение. Зависимое и неполноправное положение паннонских племен, в котором они оказались после превращения их страны в провинцию, могло способствовать появлению одновременно с рабством и каких-то других, побочных форм эксплуатации. Как свидетельствуют археологические раскопки, круппые виллы (например, в Балаца) находились в окружении деревень с простыми глинобитными жилищами и скудным сельскохозяйственным инвентарем. Крестьяне на землях племенной общины эрависков еще в I веке жили в домах-полуземлянках 41. В деревнях бойев посреди деревни был свободный луг 42. Он мог быть местом сходок и собраний сельчан, а самое село могло представлять сельскую общину. С этим согласуются и эпиграфические свидетельства из области бойев 43.

Такие сельские общины, естественно, сохраняли большую устойчивость вдали от городов и военных лагерей, в них были менее развиты товарно-денежные отношения. Их основное население составляли паннонские крестьяне, хотя в самих селах и по соседству с ними постоянно возникали имения римских граждан, отслуживших ветеранов и вернувшихся после отставки в родное село, хозяйства которых носили уже иной характер.

Крупное землевладение в Паннонии развилось позднее, в III— IV веках, на землях южных и юго-западных городов. Так, в областях Саварии существовали в IV веке императорские имения и леса

_____

41 L. Barkoczi, E. Bonis. Das fruhromische Lager und Wohnsiedlung von Adoni (Venus Salina).— AArch, IV, 1954, s. 139— 140, 143, 168.

42 B. Saria. Ein neuer Boier-Grabpsein abs den Deserta Boiorum.— «Omagiu lui Constantin Daicoviciu». Bus., 1960, s. 495—499.

43. Ann. Ep., 1939, № 260.

[54]

(CIL, III, 4219) и имения римских сенаторов 44. Те немногие римские сенаторы паннонского происхождения, которые нам известны, являлись уроженцами южных областей провинции. Паннония была также родиной многих римских императоров III века, положивших начало так называемой иллирийской династии. Первым императором паннонского происхождения стал Деций (249—251), уроженец Сирмия. Из Паннонии происходил Аврелиан (270—275), из Сирмия — Проб (276—282) и Грациан (367— 383), из Мурсы и Цибал — Валентиниан I (364—375), Валентиниан II (375—392) и Валент (364—378). Иллирийскими уроженцами были Диоклетиан (284—305), Клавдий II (268—270), Константин I (306—337) и его преемники. В большинстве своем иллирийские императоры носили nomina Аврелиев — свидетельство недавнего римского гражданства, полученного их предками скорее всего по эдикту Каракаллы 212 года.

Наиболее романизированными были южные области провинции, тесно связанные с Италией. Римская империя, а затем Византия старались удержать их, когда римское господство в Паннонии было в сущности уже утрачено и провинцию заняли варварские народы. Сирмий, Сиския, Иовия (на реке Драве), Сопиана использовались в период Великого переселения народов захватывавшими их племенами в качестве резиденций королей и царьков и как производящие ремесленные центры. Христианские миссионеры из этих городов распространяли в IV—V веках христианство среди селившихся в Паннонии народов.

____

44. A. Mocsy. Die Bevolkerung..., 8. 39.

[55]

Цитируется по изд.: История Венгрии в трех томах. Том первый. М., 1971, с. 52-55.

Понятие: