Понятие и представление (Горский, 1954)
Всякое понятие есть мысль о признаках предмета. Мыслится ли в понятии предмет или свойство предмета, или отношение между предметами,— во всех трёх случаях понятие является мыслью о признаках.
Однако, хотя всякое понятие есть мысль о признаках предметов, не всякая мысль о признаках есть понятие.
Так, например, представление тоже есть мысль о признаках! предмета. Когда я представляю, например, станцию московского! метрополитена «Арбатская», я непременно мыслю те или иные признаки этого сооружения, или его внешний вид, или внутренний вид, или место этой станции по отношению к окружающим улицам и площадям, или, наконец, ее положение на подземной линии Киевская — Первомайская. Представлять предмет — это значит иметь в мысли тот или другой признак или группу признаков предмета.
Но чем же тогда понятие отличается от представления?
Отличие это состоит не в том, что в понятии мыслятся общие, а в представлении — индивидуальные признаки предмета. И общие и индивидуальные признаки могут мыслиться как в понятии, так и в представления. Например, в. понятии «капитализм» мыслятся не только общие признаки всякой общественной формации, но также — и даже главным образом — признаки, которыми капитализм отличается от всех других общественных формаций.
И точно так же в представлении, например в представлении станции метро «Арбатская», мыслятся не только признаки, характеризующие исключительно эту станцию (архитектурная её композиция, её положение на площади и т. д.), но также и признаки, общие у неё с другими станциями московского метро (например, светящаяся над входом буква «М»).
Существенное различие между представлением и понятием заключается прежде всего в том, что первое есть наглядное воспроизведение в сознании с той или другой степенью отчётливости живого, чувственного созерцания предметов, тогда как понятие — это обобщённое отражение в мысли определённых связей и отношений между предметами и их свойствами.
Понятие всегда выступает в мышлении как член некоторой логической связи. Оно мыслится или в составе суждения, или в составе умозаключения, или в составе доказательства. Даже когда оно мыслится само по себе, то и тогда оно выступает как результат, как завершающее звено более или менее длинной цепи предшествующих суждений и умозаключений. Кроме того, в этом последнем случае понятие реализуется в мысли не иначе, как посредством ряда суждений, отражающих последовательно и в известной логической связи все познанные стороны и отношения предмета. Напротив, представление может мыслиться —и обычно мыслится — вне логической связи с другими мыслями. Представление мыслится само по себе, а не в составе суждения, умозаключения или доказательства. От этого представление как таковое ничего не теряет, наоборот, самыми яркими, наглядными обычно бывают те представления, которые появляются в нашем сознании как отдельные образы предмета.
Конечно, и представления не являются какими-то безусловно изолированными мыслями, ничем не связанными с общим потоком мышления. Психология изучает объективные закономерности появления и смены представлений в нашем сознании, закономерные связи представлений. Однако связи представления с другими представлениями и с другими формами душевной деятельности (чувство, воля) не являются связями логическими. Особые для представлений способы и законы их связей изучает не логика, а психология мышления.
Цитируется по изд.: Горский Д.П. Логика. М., 1954, с. 31-32.