Синтоизм: историческое развитие

Как отдельный комплекс верований синто стал осознаваться лишь с приходом буддизма. Тогда же и появилось слово «синто», в переводе означающее «путь богов», призванное отделить местные религиозные практики от нового учения. На всем протяжении своего развития синто долго находился в тени буддизма и развивался вместе с ним, став частью общего буддийского комплекса представлений.

Взаимодействие буддизма с местными божествами шло двумя путями: божества ками либо считались частью мира и круговорота жизни, либо их включали в пантеон местных защитников будд и буддийского учения от злых сил. Первым ками – защитником буддизма стал бог войны Хатиман. Император Сёму (724–749) обратился к нему при строительстве в 743 году буддийского храма Тодайдзи, грандиозного деревянного сооружения тех лет, где была установлена пятнадцатиметровая статуя Будды Вайрочана (Сияющего, Солнечного). Как хранителя нового храма, бога Хатимана удостоили титула «Великий бодхисаттва». Сохранились и другие свидетельства содействия синтоистских божеств при строительстве буддийских храмов.

Следующий этап развития синто – движение горных отшельников (ямабуси), которое получило название Сюгэндо, «путь упражнений». Буддийские монахи, стремясь получить религиозный опыт, поднимались к божествам в горы и упражнялись в аскезе и магических практиках, чтобы обрести сверхъестественные способности. В этом движении переплелись синтоистские верования и буддийские и даосские практики. В социальном плане ямабуси играли связующую роль между людьми и божествами, поскольку к ним обращались за помощью в передаче просьбы для ками в непосредственной близости от их мест обитания, посещение которых было дозволено лишь посвященным.

Взаимодействовали с синто и первые японские буддийские школы Сингон и Тэндай, сформировавшие синкретичные учения на основе принципа хондзи суйдзяку. Согласно этим учениям синтоистские божества в круге перерождений становились буддами,

[37]

что обеспечивало равноправный статус божеств и будд. Следующий шаг – это создание в период Камакура «Санно итидзицу синто», или же синто единой реальности Горного Владыки. Данный вид синто разработали в школе Тэндай, в нем почитали божества горы Хиэйдзан, где располагался главный монастырь школы. Согласно синто единой реальности ками-горы Хиэй троичен, и его ипостаси являются аватарой трех будд. Впоследствии троичность была представлена единством божества горы Хиэй, богини солнца Аматэрасу и Будды Дайнити, где ведущая роль отводилась Аматэрасу.

Вершиной влияния буддизма на развитие синто можно считать Рёбу синто, двухчастный синто. Данное учение складывается в религиозном центре в Исэ, где располагался главный храм богини солнца Аматэрасу. Синтоистские практики здесь дополнились эзотерическим буддизмом. Два главных храма в Исэ были отождествлены с двумя буддийскими мандалами. Внутреннее святилище богини Солнца Аматэрасу и Внешнее святилище богини Луны Тоёукэ стали пониматься как графические мандалы, демонстрирующие два аспекта просветления, которые образно воплощаются в будде Дайнити (Великом Солнце).

Начиная с Ватараи синто, или же Исэ синто, можно говорить о появлении самостоятельной синтоистской школы как реакции на господство буддизма. Развивая идеи Рёбу синто, служитель внешнего храма Ватараи Юкитада (1236–1305) по велению императорского двора написал сочинение «Тайные записи об именах богов двух императорских великих храмов в Исэ» («Исэ нисё котайдзингу синмэй хисё»), которое наравне с «Пятикнижием синто» считается программным произведением этой школы. Согласно новому учению божества Исэ являются духом будды Дайнити, единосущны ему и равноценны с другими буддами. Богиня пищи Тоёукэ из Внешнего храма стала отождествляться с первым божеством, появившимся после разделения неба и земли, и тем самым она оказывалась главнее богини солнца Аматэрасу. Внешнее и Внутреннее святилища признавались равноправными. Эти взгляды нашли поддержку в Южном императорском дворе после реставрации

[38]

годов Кэмму (1333–1336), когда была частично восстановлена императорская власть. Идеи Ватараи синто отражены в «Записях об истинном престолонаследии божественных владык» («Дзинно сётоки») одного из сторонников императора Китабатакэ Тикафуса (1293–1354). Исэ синто, конечно, еще не освободилось от буддийского влияния, но попытка обосновать почитание японских бо[1]жеств существенно повлияла на развитие синтоистской мысли.

Еще одной школой синто является Ёсида синто, единственный изначальный синто, основанный Ёсида Канэтомо (1435–1511), потомком древнейшего рода гадателей синто. Согласно этой школе в синто существует тайное учение в виде трех сокровенных божественных писаний, толкование которого и представил Ёсида Канэ[1]томо в «Собрании главнейшего о словах и учении Единственного синто» («Юйицу синто мёбо ёсю»). В «Собрании...» говорится, что главным божеством является не богиня солнца Аматэрасу, а Тайгэнсонсин, Божество Великого Основания, известное также какками, которое существовало до разделения неба и земли и даже до возникновения космоса и принципа инь и ян, а значит, все другие ками – лишь его воплощение. Более того, воплощением Тайгэнсонсина выступают и будды, и бодхисаттвы, и ками – это основа, а будды – их проявление. Отсюда почитание Божества Великого Основания приравнивается к почитанию всех остальных божеств и ведет к просветлению. Учение Ёсида Канэтомо было разработано как исконно японская традиция, существовавшая еще до при[1]хода иноземных учений, а само понятие «синто» стали вновь при[1]менять по отношению к культам ками.

Историческое развитие синто в эпоху Эдо сталкивается с возросшим влиянием конфуцианских идей. Ёсида синто постепенно теряет свои позиции, но тем не менее все три названные школы синто в культурной традиции сохраняются. В Новое время появляется еще несколько школ синто, к самыми крупным из них относятся Ёсикава синто, Суйка синто и Фукко синто.

Ёсикава синто был основан на традиции Ёсида синто, за тем исключением, что школу возглавил род Ёсикава. Ёсикава Корэтару (Корэтари) (1616–1694) прошел обучение и все четыре этап

[39]

посвящения и стал наследником клана Ёсида. Но при передаче тайных знаний четвертую ступень посвящения преодолел только его сын, и род Ёсикава оказался хранителем тайны учения школы Ёсида синто. Следуя новым веяниям, старые знания подверглись влиянию неоконфуцианства. В новой версии учения главным божеством признается бог – творец земли Куни-но Токотати, его дух пребывает во всем материальном мире, но само божество не обладает материальной субстанцией. Куни-но Токотати приравнивается к неоконфуцианскому принципу абсолютного добра ли, который присутствует в сердце каждого человека. Данное утверждение закладывается в основу синтоистского представления о единстве людей и ками. Главной задачей каждого человека, идущего по Пути богов, становится реализация этого изначального единства, описываемого Ёсикава как первичный хаос. В дальнейшем учение Корэтару не получило практического развития.

Суйка синто разработал дзэнский монах Ямадзаки Ансай (1619–1682), получивший имя Суйка, составленное на основе концепции тайных синтоистских текстов, где утверждается, что рас[1]положение (синсуй) божеств достигается молитвой, а божественное покровительство (мёга) – посредством искренности. Ямадзаки прошел обучение во всех действовавших в то время школах синто, за счет этого он сумел скомпилировать имеющиеся знания и изложить японскую мифологию на языке неоконфуцианства. Согласно учению Ямадзаки первое место в пантеоне божеств занимает богиня солнца Аматэрасу, а поскольку она – предок императоров, синто и путь императора едины и являются истинным путем Японии. Главный моральный долг подданных – благоговейное отношение к императору, а также соблюдение общественной иерархии.

Ямадзаки выступал с критикой конфуцианской идеи о смене императоров и считал, что отношения между вышестоящими и ниже[1]стоящими должны оставаться неизменными от сотворения мира.

Взгляды Ямадзаки стали известны широкой публике благодаря его сочинению «Ветры, воды и травы (формулы) очищения Накатоми» («Накатомихараэ фусуйсо»). В указанном сочинении Ямадза[1]ки в доступной форме изложил свое понимание синто: очищение

[40]

души и тела и почитание божеств позволят обрести счастье и единение с ками. Суйка синто ещё при жизни его основателя приобрел большую популярность. Также это направление развивали последователи Ямадзаки – Асами Кэйдзай (1652–1711) и Сато Наоката (1650–1719).

Фукко синто, Возрожденный синто, основывался поначалу на научных изысканиях представителей Школы национальных наук (школы Кокугаку). Школа Кокугаку стремилась очистить синто от влияний буддизма и конфуцианства, и ее деятельность позволила привести разрозненные синтоистские представления к единому целому. Главным систематизатором и глашатаем нового синто выступил последний представитель школы Хирата Ацутанэ (1776–1843), чьи сочинения носили в большей степени не научный, а проповеднический характер (подробнее о школе Кокугаку рассказано в четвертой главе данного пособия). В дальнейшем синто будет положен в основу идеологии нового государства, появившегося в период Мэйдзи, что прервет и исказит его развитие как самостоятельной религии.

[41]

Цитируется по изд.: Язовская О.В. Становление японской философской мысли. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2017, с. 37-41.