Прусская школа историков
ПРУССКАЯ ШКОЛА ИСТОРИКОВ – «малогерманская школа», «политическая школа», - господствующее направление немецкой буржуазной историографии 2-й половины 19 века. Ведущие представители: Г. фон Зибель (1817-1895), Г. фон Трейчке (1834-1896), И. Г. Дройзен (1808-1884), а также Л. Гейсер (1818-1867), Г. Баумгартен (1825-1893), М. Дункер (1811-1886).
Представители Прусской школы историков, которая вошла в историю главным образом как идейно-политическое направление, выступали в качестве идеологов крупной немецкой буржуазии, напуганной революцией 1848-1849 годов и стоявшей за соглашение с юнкерством. В 50-60-х годах 19 века Прусская школа историков активно выступала за малогерманский путь объединения Германии (во главе с прусской монархией), борясь против революционного и против великогерманского путей объединения. Историки этой школы восторженно встретили осуществление Бисмарком объединения Германии «железом и кровью», в дальнейшем активно поддерживали его политику, эволюционируя от умеренного либерализма (в 50-60-х годах) до явной реакционности (в 70-90-х годах).
Политические взгляды Прусской школы историков оказали серьезное влияние на ее методологию и историографическую практику. В силу своего антидемократизма Прусская школа историков боролась с достижениями прогрессивной гейдельбергской школы историков, в силу идеологии компромисса с юнкерством поддерживала многие теоретические принципы Л. Ранке и реакционных романтиков (культ государства, признание «особого немецкого духа», примата внешней политики и др.). Отсюда - отсталый, сугубо идеалистический и эклектичный характер методологии Прусской школы историков, отсутствие у нее сколько-нибудь плодотворной философии истории и теории прогресса. Ей чужд был и позитивизм К. Лампрехта. В итоге Прусская школа историков способствовала теоретическому упадку немецкой буржуазной историографии 2-й половины 19 века, искоренению в ней прогрессивных традиций, тесному сближению буржуазной историографии с реакционной юнкерской историографией.
Все это пагубно отразилось на исторических трудах Прусской школы историков. Либерально-прогрессивным концепциям всемирной истории К. Роттека и Ф. Шлоссера Прусская школа историков смогла противопоставить лишь узконационалистическую апологию истории Пруссии. Прусская история рассматривалась Прусской школой историков как воплощение прогресса, деятельность Бисмарка, Гогенцоллернов - как выражение высшей государственной мудрости (J. G. Droysen, Geschichte der preußischen Politik, Tl 1-5, Abt. 1-14, Lpz., 1868-1886; H. von Sybel, Die Begründung des Deutschen Reiches durch Wilhelm I, Bd 1-7, Münch.-Lpz., 1889-94; G. H. von Treitschke, Deutsche Geschichte im 19. Jahrhundert, Tl 1-5, Lpz., 1879-94). Прусская школа историков отстаивала идею о решающей роли в истории «великих личностей»; народные массы, революции (особенно Великая французская революция) изображались представителями Прусской школы историков главным образом как разрушительная сила (Н. von Sybel, Geschichte der Revolutionszeit von 1789 bis 1795, Bd 1-3, Düsseldorf, 1853-58). С национализмом, шовинизмом, культом «героев» у Прусской школы историков было тесно связано прославление милитаризма. В частности, Трейчке создал теорию «государство – сила», этизирующую войну, агрессию как «источник вечной молодости» человечества и средство разрешения социальных проблем (G. Н. von Treitschke, Politik, Bd 1-2, Lpz., 1897-98). Эта антигуманистическая теория была подхвачена империалистической военщиной и фашистами.
Реакционные немецкие историки (Г. фон Белов, Г. О. Зибург и др.) превозносят «огромные заслуги» Прусской школы историков. На самом деле научная ценность ее исторических работ ограничена (некоторое расширение источниковедческой базы, удачное решение ряда частных исторических проблем).
Х. Хюбнер. ГДР, В. А. Гавриличев. Йошкар-Ола.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Литература:
Кан С. Б., Немецкая историография революции 1848-1849 гг. в Германии, М., 1962, с. 49-54, 80-87; Гавриличев В. A., Теоретико-методологич. основы историч. исследований Генриха фон Зибеля, в сб.: Методологич. и историографич. вопросы ист. науки, Томск, 1963; его же, Великая франц. революция в освещении малогерманской школы историков (50-60 гг. XIX в.), там же, в. 2, Томск, 1964; Schleier Н., Die kleindeutsche Schule (Droysen, Sybel, Treitschke), в кн.: Die deutsche Geschichtswissenschaft vom Beginn des 19. Jahrhunderts..., Bd 1, В., 1963; его же, Sybel und Treitschke. Antidemokratismus und Militarismus im historisch-politischen Denken großbourgeoiser Geschichtsideologen, В., 1965; его же, Малогерманская школа и Освободительная война, (пер. с нем.), в сб.: Освободительная война 1813 года против наполеоновского господства, М., 1965.