Гуситы в ходе восстания
Выступления крестьян и городских масс сыграли решающую роль в деле превращения гуситского движения в широкое народное антифеодальное движение. Это была «национально-чешская крестьянская война религиозного характера» 1. Массовое крестьянское движение в Чехии стало развертываться уже весной 1419 года и первоначально приняло форму паломничества крестьян, собиравшихся целыми селениями в места, где совершались гуситские богослужения. Не имея возможности собираться в церк-
_____
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. VII, стр. 275.
[147]
вах, находившихся в руках католического духовенства, крестьяне и горожане, сочувствовавшие учению Гуса, собирались в открытом поле, на горах и там устраивали своеобразные религиозные митинги. Бедные священники, примкнувшие к гусизму, читали народу проповеди о новом учении, обличали католическую церковь, решительно выступали против богатого и развращенного католического духовенства.
Проповедь гуситского священника.
Наиболее излюбленным местом сбора сторонников гусизма, называвших себя братьями и сестрами, была гора, расположенная в южной Чехии, названная участниками движения библейским именем Табор. По имени горы Табор революционное крыло гуситов получило название «таборитов». Как сообщают хронисты, Жители различных мест Чехии, в частности из районов Праги, Домажлице, Градца Кралова и других городов и сел, приходили на Табор, чтобы послушать проповеди последователей Гуса. 22 июля 1419 года на горе Табор собралось больше 40 тысяч человек. Собирались паломники и в других местах Чехии и Моравии, в частности на горах Оливецкой, Оребской. Кржижеке и др.
Паломничество и массовые собрания на горах преследовали не только 'религиозные цели, как это пытались изображать хронисты и следовавшие им буржуазные чешские историки. Эти собрания были ранней формой социального и освободительного движения чешского крестьянства, мелких ремесленников и городской бедноты. Они сыграли большую роль в деле мобилизации и организации широких народных масс, способствовали росту их решимости подняться на борьбу против церкви, дворянства и. патрициата, укрепляли связи между отдельными очагами движения. Поэтому-то и были так им напуганы чешский король Вацлав IV, большинство феодалов и патрициат, не говоря уже о католическом духовенстве. Они, как заметил хронист Вавржинец из Бржезова, страшились того, что народ выберет себе нового короля и архиепископа. Некоторые феодалы пытались запретить крестьянам ходить на горы, угрожая строжайшими наказаниями — вплоть до смертной казни. Однако крестьяне мало обращали внимания на этот запрет: «гора притягивала их к себе, как магнит железо». Один из наиболее популярных проповедников — Вацлав Коранда призывал крестьян запасаться оружием, чтобы силой сломить сопротивление противников «новой правды».
В тот период, когда паломничество в горы приобрело наиболее массовый характер, 30 июля 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание ремесленников и
[148]
городских низов, которых возглавил популярный проповедник Нового Города — Ян Желивский, один из выдающихся деятелей гуситского движения. Дошедшие до нашего времени тексты проповедей Желивского рисуют его как пламенного борца против мира эксплуатации, который он называл «несчастным миром» и сравнивал с морем, где крупная рыба пожирает мелкую. Всех, кто не работает и использует чужой труд — королей, князей, патрициев, рихтаржей, коншелов, разбогатевших мастеров, прелатов, священников и т. д.,— Желивский клеймил как грабителей. Король и паны, говорил Желивский, только слуги бога, если они не исполняют своих обязанностей, их следует ли-шить власти. Народ должен повиноваться богу, но не тиранам. Проповеди Желивского, с которыми он выступал в церкви св. Марии, призывали народ к восстанию. Желивский, возглавивший народное восстание в июле 1419 года, был одним из наиболее левых вождей гуситского движения, идеологом мелких ремесленников и городской бедноты.
Крестьянин бросает папу в пасть дьявола.
Иллюстрация к иенскому кодексу.
Еще задолго до июльского восстания 1419 года сторонники гуситского учения собирались в различных местах Праги, чтобы послушать проповеди и участвовать в богослужении по новому образцу. Нередко после проповедей они совершали шествие по улицам. 30 июля 1419 года после проповеди Яна Желивского участники собрания в сопровождении отряда вооруженных горожан под командованием Яна Жижки двинулись процессией по улицам города. Подойдя к ратуше Нового Города Праги, они стали требовать освобождения арестованных гуситов, а когда городские власти ответили отказом и издевательствами, участники процессии кинулись к ратуше, взломали двери, ворвались внутрь здания, захватили бургомистра и членов городского совета и выбросили их из окон на улицу, где их подхватили на мечи и копья. Количество повстанцев, по-видимому, было весьма значительным. Королевский подкоморий с тремя сотнями всадников побоялся «навести порядок», считая свои силы недостаточными. Расправившись с коншелами, повстанцы ударили в набат, собрали всех жителей Нового Города и вместе с ними избрали четырех «гетманов»-чехов, которым вручили власть в городе и передали печать ратуши.
Вслед за этим ремесленники и городская беднота Нового Города начали расправу с патрициатом, чаще всего с немцами, осаждая их дома, принуждая патрициев к бегству и захватывая их имущество.
[149]
Чешский король Вацлав IV грозил жестоко расправиться с бунтовщиками. Но под давлением приближенных, в частности патрициев Старого Города Праги, которые опасались, что городские низы и бюргеры поднимут восстание и в Старом Городе, он вынужден был утвердить вновь избранных «гетманов», что придало событиям в Новом Городе особую популярность.
Восстание в Праге послужило сигналом для выступлений против Католической церкви и немецкого патрициата в других местах. Вслед за Прагой движение развернулось в Писеке, жители которого, узнало событиях в Праге, разрушили доминиканский монастырь, выгнали монахов, а жилища их сожгли. Подобные выступления имели место в Клатове, Градце Кралове, Жатце, Лоуни и других городах.
Вскоре широкое народное движение охватило и сельские местности. Вооружившись косами и топорами, крестьяне громили монастыри, изгоняли монахов и богатое духовенство. Они отказывались платить повинности в пользу церкви. К движению примкнули многие феодалы, стремившиеся присвоить себе владения и земли разоренных монастырей и церквей.
В сентябре 1419 года огромные массы крестьян и горожан, собравшихся из различных мест Чехии на гору Кржижек, обратились к чешскому народу с воззванием, призывая его встать на защиту учения Яна Гуса. Проповедники призывали собравшихся совместно выступить против общего врага. В конце сентября участники восстания двинулись в Прагу, где вместе с городской беднотой в течение нескольких дней громили церкви и монастыри, разбивали кресты и иконы, уничтожали органы. Католическое духовенство бежало из Праги в отдаленные, хорошо укрепленные монастыри или за пределы страны.
Выступление широких народных масс, его размах и антифеодальные лозунги — все это испугало феодалов, в том числе и тех, которые ранее сочувствовали гусизму. Знать поспешила отправить посольство к германскому королю Сигизмунду, приглашая его в Чехию для ликвидации восстания.
До своего прибытия в Чехию Сигизмунд назначил правительницей Чехии королеву Софью, жену умершего к тому времени короля Вацлава IV, и образовал при ней совет из наиболее знатных феодалов во главе с паном Ченеком из Вартемберка. Правительство Софьи повело наступление на гуситов, правительственные войска, составленные из отрядов феодалов и немецких, наемников, заняли монастырь св. Фомы, двор архиепископа и монастырь Страхов. Это вызвало новую волну возмущения со стороны народа и привело к вооруженной борьбе. В течение второй половины октября — начала ноября 1419 года в Праге, озаренной огнем пожаров, шла вооруженная борьба против королевских войск, в которой принимали участие ремесленники, городские низы и часть рыцарства. 25 октября горожане под руководством Яна Жижки осадили и взяли штурмом Вышеград и выгнали оттуда королевские войска. Тем временем на помощь горожанам в Прагу прибыли отряды из других городов и сельских местностей. Ожесточенное сражение между народом и правительственными войсками произошло 4 ноября 1419 года, когда Малая Страна несколько раз переходила из рук в руки и была почти вся выжжена. Королевские войска потерпели полное поражение и были выбиты из всех захваченных ими пунктов. В ту же ночь королева со своими приближенными бежала из Праги в крепость Кунратице. Столица Чехии оказалась в руках гуситов.
Решающую роль в борьбе на улицах Праги сыграли народные массы — ремесленники, городские низы и пришедшие в Прагу крестьяне, однако результатом их победы поспешили воспользоваться гуситские паны, рыцари и богатые бюргеры. Органы городского самоуправления в Новом и Старом
[150]
Городе перешли в руки богатых пражан. Они же захватили монастырское имущество и дома бежавших немецких патрициев.
Крестоносцы сбрасывают гуситов в кутногорские шихты
Добившись победы над сторонниками королевы Софьи и захватив имущество и владения католической церкви и немецкого патрициата, богатые пражане и феодалы-гуситы стали стремиться к примирению с королевской властью. В ноябре 1419 года они подписали соглашение о перемирии между пражанами и правительством. Сторонники королевы обязались не чинить препятствий некоторым религиозным новшествам, в частности причащению из чаши. Пражская знать в свою очередь дала обещание, что она впредь не будет допускать разорения церквей и монастырей. Вышеград был возвращен сторонникам королевы. Это было первое предательство в длинной цепи измен, совершенных чешским бюргерством и феодалами во время гуситского движения.
Тем временем были мобилизованы силы антигуситского лагеря. В его состав входили проживавшие в Чехии немецкие феодалы, католическое духовенство, немецкий патрициат; крупные королевские чиновники и значительная часть чешских и моравских панов и рыцарей, напуганных широким участием в гуситском движении народных масс. Антигуситский лагерь получил поддержку со стороны римского папы и ряда феодальных государств Европы, которые видели в гуситском движении непосредственную угрозу для своего господства. Германский король Сигизмунд возглавил феодально-католические силы как внутри Чехии, так и за ее пределами. Центром антигуситского лагеря внутри страны стал город Кутна Гора. В этот королевский город со всех концов Чехии стекались противники гуситского движения. Кутногорские патриции-немцы и разъяренные магнаты католической церкви начали преследование гуситов. Они зверски расправлялись с восставшими крестьянами, совершали походы на те города и села, которые примкнули к гуситам. Немецкие купцы и шахтовладельцы Кутной Горы установили плату за доставленных им гуситов: за гусита-мирянина они платили 1 копу грошей, за священника — 5 коп; доставленных з город гуситов бросали живыми в шахты. За короткий срок свыше 1600 гуситов погибло в подземельях Кутной Горы.
[151]
Карта Праги в годы гуситского движения.
Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 147-151.