Осирис в ритуалах египтян

Уже с древнейших времен египтяне верили в загробную жизнь, в то, что человеческое существование продолжается в царстве вечности. Это находило выражение в обычае снабжать умерших всем, что необходимо им на том свете. Уже в гробницах эпохи первых династий археологи находят скромные украшения, различную утварь, маленькие палитры для растирания красок. С течением времени вера в то, что загробная жизнь похожа на земную и что умершему понадобятся в царстве мертвых те же вещи, которыми он пользовался на земле, привела к тому, что в гробницы стали класть подлинные сокровища — вроде тех, что были найдены в гробнице Тутанхамона. Покойному нужны были одежда и благовония, еда и питье, а также различные приношения, которые приходилось доставлять постоянно.

Родные или жрец, совершающий погребальные обряды, приносили дары покойному в праздники, складывая их на специальном жертвенном столе в усыпальнице. А на тот случай, если их окажется мало, писали на видном месте специальный текст, чтение которого благодаря магии слов приводило к появлению «приношений»— буквально к «их выходу на голос». В таких надписях, именуемых «Жертвенной формулой», просьба о приношении даров для большей действенности произносится от имени царя как посредника между миром богов и миром людей. От его имени составлено и обращение к Осирису, чтобы тот способствовал «овеществлению» продуктов для нужд покойного.

Условием счастливого существования в мире ином было также сохранение в неприкосновенности тела. Отсюда обычай бальзамирова-

[64]

33. Мифологическая сцена: Исида — покровительница умерших, с распростертыми крыльями, над ней скарабей-Хепри катит солнце. По обеим сторонам — два неизвестных бога, рядом с ними персонификация жизненной силы — Ба, в виде птицы с человеческой головой. Выше симметрично расположены два изображения Осириса на троне. Перед ними стоит фетиш Ими-ут, который связывался с культом Анубиса, а также с культом царей

[65]

34. Магическое оживление покойного богами. Умерший изображен между Анубисом и богом, имя которого не обозначено

[66]

ния трупов и превращения их в мумии 21. Согласно легенде, мумификацию изобрел Анубис — древнейший бог, изображавшийся в облике шакала или собаки. Он был участником событий, связанных со смертью Осириса, и сделал из его тела первую мумию. Эта традиция была очень устойчива и просуществовала в течение всей истории Древнего Египта. Ее отражением было, в частности, и то, что один из жрецов, совершавших мумификацию, надевал маску с головой Анубиса.

Мумию клали в деревянный гроб, а у богатых людей еще и в каменный саркофаг, который затем погребали в усыпальнице, вырубленной глубоко в скале. После похорон коридор, ведущий к погребальной камере, тщательно закладывали и маскировали, оставляя доступными для живых только те места, куда складывались приношения. В эпоху Древнего царства, когда гробницей стала пирамида, все обряды и жертвоприношения в честь умершего правителя совершались в специальных заупокойных храмах. В период Нового царства заупокойные храмы возводились в отдалении от мест захоронения царей — гробницы вырубались в скалах Долины царей, храмы же воздвигались на пустынной равнине перед горным массивом ливийского Джебеля или во врезающихся в него котловинах.

Правитель, который уже при жизни считался земным воплощением бога, после смерти отождествлялся с Осирисом. Чтобы облегчить ему перевоплощение и обеспечить вечное царствование в загробном мире, были созданы соответствующие ритуальные тексты. Наиболее ранними из них были знаменитые «Тексты пирамид». Позднее чести иметь подобную литературу удостоились также крупные сановники, которым писали необходимые ритуальные формулы на внутренних стенках деревянных саркофагов («Тексты саркофагов»). В Новом царстве «Книгу мертвых», записанную на папирусе, мог заказать любой, у кого хватало средств на переписчика. Но царю, как существу божественному, полагалось, разумеется, луч-

[67]

35. Саркофаг в форме ящика

 

шее посмертное обеспечение, чем его подданным. Усыпальницы фараонов в Долине царей украшались с поистине сказочной роскошью. Их стены покрывали магическими изображениями и надписями, предназначенными исключительно для умершего правителя.

Со временем, когда начали множиться случаи ограбления царских гробниц, тайна священных книг все более раскрывалась, их отрывки, записанные на папирусе, стали класть в гробницы частных лиц.

Многие из фрагментов этих книг мы находим в гробницах жрецов XXI династии. Позднее, при XXV и XXVI династиях, богатые усыпальницы сановников и вельмож в Фивах и Мемфисе были уже украшены рельефами и росписями, содержащими все имеющиеся произведения заупокойной литературы, начиная с «Текстов пирамид».

Столь обильные источники позволяют не только ознакомиться с мифами, связанными с загробной жизнью, но и подробно изучить топографию потустороннего мира.

В вере египтян в посмертное бытие человека трудно отделить религию от мифологии. Несомненно, представления о том, что умершие воскресают после смерти для вечной жизни, как и вера, что на том

[68]

36. Деревянный антропоидный саркофаг

 

свете придется держать ответ за свои действия на земле, относятся, к разряду религиозных истин. Поэтому, например, суд над умершими и «оправдательный приговор», являющийся непременным условием вечного блаженства, тоже нельзя считать мифом. Словом, выделение мифологических сюжетов из всего комплекса верований в загробную жизнь и их точное отмежевание от вопросов религии — задача чрезвычайно трудная 22.

Представления о царстве мертвых были различными в разные эпохи. В Древнем царстве верили, что умерший царь устремляется к звездам, в страну Дуат, или же витает в надземных и подземных небесах 23. В соответствии с солярной доктриной умершие фараоны возносились на небо на его западном небосклоне и там правили страной, разделенной, как и Египет, на две части. Доступ к ней загораживало озеро с извилистыми берегами, и его преодоление было одной из основных трудностей, возникавших на пути фараона в мир иной. Большую часть «Текстов пирамид» занимают формулы, призванные помочь фараону преодолеть все препятствия и успешно покинуть землю. Судьба царя совершенно отлична от судьбы его подданных уже к моменту вознесения, ибо, как подчеркивают

[69]

37. Маска саркофага

[70]

 «Тексты пирамид», в нем нет уже ничего от человеческой, земной природы,— он становится богом. О его царствовании в ином мире рассказывается немного: известно, что там он восседает на престоле, отдает приказания, вершит суд над подданными, принимает приходящих к нему на поклон. Словом, он сохраняет все свои земные полномочия, полностью отождествляясь при этом с богом солнца.

Согласно гелиопольскому мифу, солнце плыло по небу в ладье Менеджет, затем, дойдя до запада, пересаживалось в другую ладью, Месектет, и в ней совершало свой ночной путь по подземному небу. Это небо внушало людям такой суеверный ужас, что упоминаний о нем стремились избегать, заменяя его понятием надземного ночного неба. Поскольку Ра обязательно должен был пересаживаться из одной ладьи в другую, считали, что он делал это только в полдень.

Немногие упоминания о подземном царстве, которые мы находим в «Текстах пирамид», появились там вследствие включения в них элементов мифа об Осирисе. Как уже говорилось, Осирис после своей смерти и оживления отправился в подземный мир, где стал владыкой царства мертвых. Представление об Осирисе одновременно как о боге и царе смертном, но воскресающем для вечной жизни, соответствовало представлению египтян о божественной сущности фараона. После смерти, уподобляясь Осирису, он также воскресал для вечной жизни, чтобы царствовать в мире ином, как и на земле. Многие параграфы «Текстов пирамид» подтверждают этот параллелизм:

«Так же, как жил он [Осирис], жил и [фараон] Унас; как не умер Осирис, так не умер и Унас»*.

Следующим этапом было отождествление умершего царя с Осирисом таким образом, что фараон после смерти просто становился

______

* «Тексты пирамид», § 167 и сл.

[71]

38. Детский расписной саркофаг

[72]

Осирисом. Это видно из «Текстов пирамид», где об умерших фараонах постоянно говорится: «Осирис—Унас», «Осирис—Пепи» и т. д.

Позднее, как свидетельствуют «Тексты саркофагов», уже не только фараона, но и любого египтянина после смерти отождествляли с Осирисом. Триумф культа Осириса и соперничество мифологического цикла об этом боге в заупокойных текстах с гелиопольской доктриной имели историческую подоплеку. В Первый переходный период, ознаменовавшийся смутами и распадом Египта, между двумя родами разгорелась борьба за власть над страной: правители из Гераклеополя, тяготевшие к религиозным традициям фараонов Древнего царства, были сторонниками гелиопольского учения и почитателями Осириса в городе Бусирисе, древнейшем североегипетском культовом центре этого бога. Фиванские же правители, одержавшие в конце концов победу, особое значение придавали другому, верхнеегипетскому центру почитания Осириса — Абидосу. В эпоху Среднего царства благодаря активной поддержке фиванских царей Абидос становится главным, всеегипетским культовым центром Осириса, где, согласно преданию, была погребена его голова, а миф об Осирисе, успешно конкурируя с мифами солярными, получает самое широкое распространение.

Один из гимнов того времени, зафиксированный на стеле, хранящейся в Оксфорде, воспевает Осириса как «царя богов», всемогущее божество, властителя мертвых и живых, в котором соединились образы других великих богов Египта:

«Слава тебе, Осирис Хентиментиу, в этот праздничный день, когда ты появился, владыка Двух рогов с высокой диадемой, Властелин страха, могучий обликом, получивший в Гераклеополе Двойную корону из перьев, ужас и трепет перед которым Ра и Атум вселили в сердца людей, богов, подданных и усопших; тот, кому дали душу в Мендесе, а облик в Гераклеополе, кому дали божественную силу [Ах] в Гелиополе. Владыка силы могучей в Мемфисе... которому была дарована победа

[73]

39. Интерьер гробницы Рамсеса VI в Долине царей

 

перед [лицом] Геба и Девятки богов, страх перед которым был создан Шу, а облик ему был дан богиней Тефнут; тот, к которому на поклон приходит Южная и Северная Земли, ибо так велик страх перед ним и так глубоко преклонение перед ним. Это Осирис, наследник Геба, царь богов, сила небес, властелин всех живущих, царь Обеих Земель»*.

_________

* Переведено по кн.: Kees N. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alter Ägypter. Berlin, 1977, S. 235.

[74]

40. Саркофаг фараона Рамсеса I. Роспись на задней стене погребальной камеры изображает фараона, поклоняющегося богу Хепри, с которым отождествляется Атум

 

Таким образом, Осирису подчинили все старые религиозные центры, дали власть над богами и над людьми. И чтобы у этого нового универсального бога, как и у его предшественников, великих богов, была своя свита, его наделили собственной Великой Девяткой, составленной из локальных верхнеегипетских богов, к которым прибавили гелиопольского Шу и его супругу Тефнут.

Впрочем, из гелиопольского мифа позаимствовали не только мотив Великой Девятки. Осириса усадили в особую ладью — Нешмет,

[75]

41. Виньетка из «Книги двух путей»

 

представлявшую собой точную копию солнечной ладьи. Даже названия отдельных ее частей такие же. Победивший смерть Осирис приплыл на этой ладье в Абидос, и самым заветным желанием каждого умершего египтянина было участие в этом плавании. Ладья Осириса, в отличие от солнечной, плыла не по небу, а по водам Запада — царства мертвых.

[76]

Цитируется по изд.: Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983, с. 64-76.

Понятие: