Этнология (Добровольский, 2016)

ЭТНОЛОГИЯ – научная дисциплина, изучающая природу и социальные функции культурных различий между людьми. По происхождению, методологии, кругу проблем и приемам работы Э. близка социальной антропологии. Этнологическая проблематика может также обсуждаться в рамках географической науки. Зарождение этнологии и других подобных дисциплин связано с деятельностью европейских миссионеров в Новом Свете. Изучая языки и культуру аборигенов с конкретной практической целью перевода Св. Писания, христианские проповедники постепенно накопили фактический материал, который позволил заметить существенное сходство между традиционной куль[1]турой колонизируемых территорий и античной культурой древнейшего периода (обычно это открытие связывают с именем Ж.-Ф. Лафито).

В соотнесении с философскими установками немецкого Просвещения полученный результат вылился в представление о первобытности как необходимой ступени в развитии культуры (И.Г. Гердер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), а также в противопоставление двух групп народов – «цивилизованных» (т.е. преодолевших первобытное состояние, обретя науку, закон, государство и прочие атрибуты цивилизации), и «отсталых» или «диких», которые замерли в первобытном состоянии и способны пребывать в нем бесконечно долго. В этом интеллектуальном контексте Э. мыслилась как особая наука, посвященная изучению «отсталых» людей. Термин Э. был предложен А. Шаванном (1784) и получил распространение благодаря трудам Ж.Ж. Ампера (1820–1830-е гг.).

Кризис классического историзма, наступивший в XX веке, привел к пересмотру теоретических оснований Э. В частности, это выразилось в изменении объекта данной дисциплины. Современная Э. занимается функционированием и социальным статусом культурных различий в любых обществах, безотносительно к достигнутому уровню «прогресса». Культурная неоднородность человечества, распадающегося на множество этносов, очевидна. Вместе с тем, в Э. существует несколько несовместимых ответов на вопрос о природе этнического разнообразия.

Исторически первой этнологической концепцией является эссенциализм, в рамках которого различия между народами связываются с объективными различиями внешней среды, воспитания (получаемого, по убеждению эссенциалистов, преимущественно в семье) и традиционного уклада жизни (И.Г. Гердер, Г. Лебон, К. Гирц, Ю.В. Бромлей); крайней формой эссенциализма является биологический редукционизм, жестко связывающий этнические различия с принадлежностью к определенному физическому типу (расе) и снискавший себе заслуженно недобрую славу научного обоснования расизма, нацизма и разного рода практик сегрегации (Ж.А. де Гобино). Альтернативой эссенциализму выступает инструментализм, рассматривающий этничность как политический институт, возникающий в рамках модернизации и используемый элитами для консолидации общества и эффективного управления страной (Э. Геллнер). Наконец, в последнее время активно развивается конструктивизм, в рамках которого этничность не признается ни врожденной, ни навязываемой властями, но описывается как естественная совокупность социальных практик, возникающих под воздействием множества политических, экономических и культурных факторов (Ф. Барт, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум).

В ситуации, когда социальная напряженность систематически выливается в конфликты «местных» и «приезжих», власти ждут от этнологов однозначных и по возможности простых рецептов «национальной политики», направленных на преодоление «этнических конфликтов». Это обуславливает высокую степень политизации этнологических споров. Эмпирический материал для проверки этнологических построений поставляется историей, а также социологией, этнографией и фольклористикой. Принципиальное значение для Э. имеют полевые исследования, построенные на непосредственном контакте с представителями изучаемых культур.

Д.А. Добровольский

Цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян, Л.П. Репина. М., 2016, с. 516-518.

Литература:

Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2010; Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Этнические группы и социальные границы / под ред. Ф. Барта. М., 2006.

Понятие: