Табориты (СИЭ, 1971)

ТАБОРИТЫ - представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения. Хотя к «общине таборской» (как они себя называли, отсюда - табориты) принадлежали разнородные социальные элементы - широкие слои крестьянства, городская беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники, но определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революционная антифеодальная крестьянско-плебейская идеология. В ее основе лежало хилиастическое учение о «царстве божьем на земле» - «царстве» всеобщего равенства и социальной справедливости. Табориты проповедовали идею установления в ближайшее время такого обществ, строя, при котором не будет ни королей, ни панов, ни крепостных, требовали отмены всех повинностей и феодальных платежей, ликвидации частной собственности (преимущественно крупной феодальной), обязательной для всех трудовой жизни. Табориты предприняли попытку осуществить свои идеалы на практике: в Таборе, Писеке и других городах таборитами были выставлены кади, куда складывались общие деньги и драгоценности. Табориты отрицали церковные таинства, пышный католический культ, а некоторые из них - все христианские святыни и обряды. Под покровом библейской терминологии учение таборитов выражало чаяния феодально-зависимых крестьян и городского плебса о создании общества без угнетения и насилия. Табориты не представляли единого течения: самыми радикальными среди них были пикарты (см. Пикардство), наиболее последовательно отстаивавшие хилиастич. взгляды (один из главных идеологов Мартин Гуска). Их выступления по мере развития гуситского движения все более встречали оппозицию умеренных таборитов, выражавших интересы главным образом зажиточного крестьянства и состоятельных горожан. В 1421 году умеренные табориты расправились с вождями пикартов. Однако, несмотря на все разногласия, табориты оставались основной боевой силой восставшей Чехии. Табориты создали полевое войско, которое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки, разработали передовую для того времени военную тактику, предусматривавшую маневренность, применение боевых возов и артиллерии. Таборитское войско, предводительствуемое военными вождями Микулашем из Гуси (первый гетман таборитов до конца 1420 года), Я. Жижкой (до 1424 года), Прокопом Великим, разгромило пять крестовых походов организованных феодально-католической реакцией и императором Сигизмундом I против гуситов. Табориты вместе с «сиротами» совершили серию блестящих походов за пределы Чехии. У таборитов существовали острые противоречия с бюргерско-рыцарским лагерем - так называемыми чашниками. Эти противоречия усилились после 1421 года и привели к открытой войне между ними. Чашники были разбиты в ряде битв (у Горжице, 1423; Малешова, 1424). 30 мая 1434 года войско таборитов и «сирот» потерпело поражение от объединенных сил чашников и феодально-католического лагеря при Липанах; отдельные отряды таборитов продолжали борьбу до 1437 года, когда пала их последняя крепость Сион.

Б. Т. Рубцов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Понятие: