Мышление (Виноградов, Кузьмин, 1954)
Мышление — опосредствованное и обобщённое познание действительности
Процесс познания начинается с ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия предметов и явлений материального мира на органы чувств.
Ощущение — это отображение нашим сознанием того или иного свойства материального предмета, например твёрдости, цвета и т. д.
Но человек отображает не только отдельные свойства предметов, но и целые предметы и явления (парта, доска, лампа и т. д.). Так как свойства предметов, которые отражаются в нашем сознании, связаны в реальном предмете в единое целое, то и в нашем сознании ощущения этих отдельных свойств связываются в единый образ предмета.
Отображение в нашем сознании отдельных предметов и явлений как целого есть восприятие.
Ощущения и восприятия являются наглядными образами единичных предметов. Но чтобы познать законы, по которым совершается развитие и изменение вещей и явлений, человек сопоставляет, сравнивает, перерабатывает в своём мозгу ощущения и восприятия этих вещей и явлений — отвлекает, выделяет важное и существенное, отображает связи и отношения вещей и явлений.
Эта деятельность нашего мозга является новой ступенью в развитии познания и называется мышлением.
Познакомимся с теми отличительными признаками, которые характеризуют мышление.
Когда человек смотрит на поднимающийся из трубы дым, с помощью зрения он воспринимает многие черты
[11]
этого явления: цвет и движение частиц дыма, направление и ширину дымовой струи, высоту, которой она достигает, и т. д.
Заметив дым, человек делает вывод: «значит, в печи разведён огонь».
Что же позволило человеку прийти к выводу, который высказан им в словах: «значит, в печи разведён огонь»? То, что человек осознал причинную связь между дымом и огнём.
Знание об огне, разведённом в печи, человек получил косвенным путём, посредством других фактов, т. е. опосредствованно.
Но недостаточно установить один раз наличие причинной связи между двумя или несколькими предметами, чтобы вскрыть то общее, что характерно для всех данных предметов. Для этого надо осознать, что данная связь имеет общий характер, что в основе её лежат общие свойства и закономерности самих предметов материального мира.
Мысль отображает общие свойства предметов, присущие не только одному предмету, но и группе сходных предметов.
Так, например, такое общее свойство всех листьев, как зелёный цвет, мы можем выразить в мысли: «все листья зелены». В ощущении же отображается цвет только тех листьев, которые непосредственно воздействуют на наш орган зрения.
Итак, мышление есть опосредствованное и обобщённое познание действительности.
Мысль отображает общие свойства вещей, закономерные связи и отношения между вещами. «Чувства, — говорил В. И. Ленин, — показывают реальность; мысль и слово — общее».
Мышление не представляет собой какой-то простой суммы ощущений и восприятий. Мышление есть качественно новая форма познания, более совершенная по сравнению с чувственным познанием. Более совершенная не только потому, что объектом мышления могут быть отдалённые предметы, недоступные в данный момент для чувственного познания, но главным образом потому, что мышление даёт возможность проникнуть в сущность вещей, познавать закономерность явлений, а значит, глубже, полнее отражать действительность.
[12]
Для того чтобы познать общие свойства, отношения, закономерности предметов и явлений объективной действительности, человек применяет различные логические приёмы.
Такими основными приёмами мышления являются сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.
[13]
Цитируется по изд.: Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. Логика. Учебник для средней школы. М., 1954, с. 11-13.