Межконтинентальные миграции

Межконтинентальные миграции – это один из видов международной миграции, перемещение людей с одного континента на другой на более или менее длительное время, свидетельствует о растущей взаимосвязи стран и континентов. Первые крупные межконтинентальные миграции начались после Великих географических открытий, они были связаны с колонизацией и захватом европейцами земель в Америке, Азии и Африке, истреблением и вытеснением коренного населения. В ХVI—ХVIII века значительная часть Америки была заселена переселенцами из Европы и неграми-невольниками из Африки, причем  до начала ХIХ века ввоз рабов  превышал приток свободных людей. На протяжении ХIХ века объём межконтинентальных миграций возрастает, что связано с  относительным перенаселением в одних странах и нехваткой рабочих рук в других. Основными центрами притяжения мигрантов стали США и Канада, в меньшей степени — Австралия и Новая Зеландия и отдельные страны Южной Америки — Аргентина, Бразилия, а также Южная Африка. Для межконтинентальных миграций вплоть до 90-х годов ХIХ века характерно то, что  первоначально миграционные потоки исходили из промышленно развитых стран Европы — Великобритании, Нидерландов, Германии, скандинавских стран. С конца ХIХ века, ещё более многочисленные потоки  составили выходцы Южной и Восточной Европы — Италии, Польши, Венгрии, России и др. стран, охваченных аграрным кризисом. Наибольшей интенсивности эмиграция из Европы достигла в 1900—1914 гг. За это время выехало около 20 млн. чел., почти 3/5 из них осело в США.

После 1-й мировой войны 1914—1918 гг. межконтинентальные миграции  резко сократились, т. к. натолкнулись на ограничительные законодательные меры со стороны ряда стран, особенно США и Австралии (т. н. рестрикционные ограничения). Эмиграция в США из Европы составляла в периоды 1851—60 гг. - 2453 тыс. чел., в 1881—90 гг. – 4737,  в 1901—10 гг. – 8136, в 1911—20гг.- 4377, в 1921—30  гг.– 2478, в 1931—39 гг.- 445 тыс.чел. Эмиграция в Канаду (главным образом из Европы) составила (тыс. человек): в 1851—75 гг. - 709,6 в 1901—05- 667,2  в 1906—10- 932, в 1911—14гг., -1452,0 в 1915—19гг.-402,5, в 1920—1925гг. -637,5, в 1926—30гг.- 731,5, в 1931—1935- 86,3, в 1936—40гг. - 72,2. Большой размах межконтинентальные миграции приняли после 2-й мировой войны. Только послевоенная репатриация японцев из Китая, Кореи и др. районов Азии в Японию охватила около 6,3 млн. человек. В то же время  после 1945 г. усиливаются и рестрикционные ограничения в межгосударственной миграции (в частности, тогда появляется специальный термин «нежелательный иностранец»). Своеобразной  формой межконтинентальной миграции  стала  «утечка мозгов» или переманивание высококвалифицированных специалистов; начало ей было положено в 1930-х гг., когда США получили монопольную возможность отбора учёных — беженцев из фашистской Германии. С тех пор переманивание  высококлассных специалистов и талантливых людей со всего мира стало обычной практикой  для США и других развитых стран.

В 1960 — начало 70-х гг. в межконтинентальные миграции  включаются потоки людей низкой квалификации, привлекаемых в страны, где в этот период шел бурный рост промышленного производства: в ФРГ, Францию, Великобританию, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, США (число иммигрантов, главным образом неквалифицированных рабочих, здесь достигает в разные годы 5—8 млн. человек). К концу 70-х гг., когда потребность в низкоквалифицированных эмигрантах была в основном удовлетворена, большинство стран ограничило  их приток путем квотирование миграции в соответствии со своими конкретными потребностями. Большее значение для активизации межконтинентальных миграций имеют фундаментальные преобразования в экономической, социальной и политических структурах государств в новейший период мировой истории. Именно такими  глобальными по своим последствиям событиями, как  развал социалистического лагеря и разрушение гигантской страны Советского Союза, объясняется интенсификация миграции во второй половине 80-х - в 90-е годах ХХ века.

«Посткоммунистические миграции» оказали наибольшее влияние на изменение традиционного лица мировых миграций, на их количественные и качественные показатели. (В 90-е гг. из России в страны дальнего зарубежья на постоянное место жительства выезжало в среднем около 100 тыс. чел. ежегодно (в 1990 -103,4 тысяч человек, в 1991 - 88,3; в 1992 – 102,9; в 1993 – 116; в 1994 – 108 тысяч человек. США среди принимающих россиян стран занимает третье место (после Германии и Израиля); Канада и Австралия, соответственно, седьмое и восьмое.) Среди других, не столь фундаментальных причин, способствующих активизации современных межконтинентальных миграций  можно назвать такие события, как: падение диктаторских и установление демократических режимов в странах Латинской Америки; кризисная ситуация на Кубе после утраты поддержки Советского Союза; арабо-израильские конфликты; экономический бум в странах Юго-Восточной Азии. По направленности, первое место в межконтинентальных миграциях занимают потоки из стран менее развитых в более развитые.

Миграционные потоки пестры по своему составу: в них включены представители определенных этнических групп, социальных слоев, работники физического труда и высококвалифицированные профессионалы, беженцы и члены семей предыдущих волн мигрантов. Становясь постоянными жителями новых континентов, переселенцы создают целые миграционные сети, объединяющие страны исхода и принимающие страны, что влечет за собой серьезные перемены и в тех, и в других.  Межконтинентальные миграции, тем самым, вызывают серьезные изменения демографических, экономических и социальных структур этих стран, создают такое культурное многообразие, которое часто ставит под  вопрос саму национальную идентичность. Мировые миграционные сети охватывают практически все континенты. Прежде всего это уже упомянутые классические страны иммиграции: Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина - население которых сформировалось в результате миграций, и состоит большей частью из европейских иммигрантов и их потомков.

В 60-80 гг. ХХ в отмечен новый массовый приток иммигрантов в США, Канаду и Австралию из стран Азии, а в 90-е гг. и из стран бывшего социалистического блока. В то же время наблюдается  значительный приток в США мигрантов - рабочих из Мексики и других стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Межконтинентальные миграции связывают Европу с Африканским континентом. В прошлом их определяли потребности колониальной системы и белых поселений на территории Африки, которым нужна была рабочая сила на плантациях и рудниках. В настоящее время поток принял обратное направление. Так западные африканцы из бывших французских колоний  направляются на поиски работы в бывшую метрополию. До недавнего времени шли массовые потоки переселенцев из Алжира во Францию. На Азиатском континенте в Иране и Пакистане расселены миллионы афганских беженцев. Во многие штаты Индии прибывают иммигранты из Бангладеш, Шри-Ланки и Непала.

В Восточной и Юго-Восточной Азии государства с мощным промышленным и экономическим потенциалом - Япония, Гонконг, Тайвань и Сингапур – также вошли в ряды принимающих стран. Сотни тысяч иностранных рабочих прибывают в Малайзию. Беженцы из Индокитая в основном оседают в Тайланде, Малайзии и Гонконге. Большие группы мигрантов с островов Тихого океана направляются в Новую Зеландию и США. Практически все латиноамериканские страны имеют опыт приема беженцев или  иностранных рабочих. Главными притягательными полюсами для иностранцев на континенте являются Венесуэла, Бразилия, Доминиканская республика и Аргентина. Многие из них являются одновременно странами и эмиграции, и иммиграции. Массовые перемещения рабочей силы, часто нелегальной, происходят через всю протяженную границу между Мексикой и США, что сказывается на экономической и политической структурах обеих стран. То же самое происходит между Ямайкой и США, а также с Кубой и Гаити. Помимо социально-экономических факторов, в отдельные периоды на первый план выходят факторы политические (образование новых государств, например, Израиль, историческая миссия которого - привлечение на «землю обетованную» евреев со всего мира; поиск политического убежища и др.). Существенную роль в межконтинентальных миграциях могут играть национальные и религиозные факторы.

В целом для миграционных процессов рубежа ХХ - ХХI вв. характерен ряд основных тенденций: Первая – глобализация миграции. Миграция приобретает общемировой характер, все большее число стран вовлекаются одновременно в ее сферу. К классическим странам иммиграции прибавляются новые, с различными экономическими, социальными и культурными особенностями. Вторая тенденция – увеличение объемов миграционных потоков во всех главных регионах мира. Количественный рост миграций ставит новые задачи перед правительствами государств. Третья тенденция – дифференциация и плюрализация миграционных форм. Новый спектр миграционных форм породили трансформационные процессы в посткоммунистических странах. Многие государства сталкиваются не с какой-либо одной формой миграции (например, иммиграция рабочей силы), а с целым комплексом, который все более усложняется и становится все менее регулируемым, вопреки попыткам поставить перемещения населения под контроль. И. Орлова

Цитируется по изд.: Демографический понятийный словарь / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003.

Понятие: