Живознание

ЖИВОЗНАНИЕ - философское понятие славянофилов, обоснованное в работах А. С. Хомякова и Киреевского. Живознание, с их точки зрения, - начальная ступень познания, предшествует сознанию. На этой ступени развития знание не нуждается в доказательстве: человек сознает, что принадлежит его умственному миру и что относится к миру внешнему. Благодаря воле человек различает, что в предметном (объективном) мире создано его творческой (субъективной) деятельностью и что является независимым от нее. Так, пространство и время рассматриваются независимыми о г субъекта, хотя допускаются исключения из этого правила. Живознание развивается от мысли, непроявленной к ее проявлению. Как ступень мысли непроявленной, живознание составляет область жизни и художества, т. е. соответствует синтезу. Проявление, в свою очередь, относится к области знания и науки, соответствующего анализу. Киреевский в своей работе «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856) писал о чрезвычайно важной особенности живознания, которая заключающейся в том, что отвлеченно-логическое мышление, существование которого оправдывается формированием выражаемой стороной мысли, не обращает никакого внимания на внутреннюю силу ума. Хотя именно последняя «в предметах живого знания, превосходящего формальность логического сцепления, совершает движение мышления, постоянно сопровождает его, носится, так сказать, над выражением мысли и сообщает ей смысл, невместимый внешним определением, и результаты, независимые от наружной формы» (Полн. собр. соч. В 4 т. Калуга, 2006. Т. 1 .С. 246). Живознание не соответствует сознанию индивида, которое не соответствует соборному знанию. Хомяков считал, что «отрешенный от жизненного общения единичный ум бесплоден и бессилен, и только от общения жизненного может он получить силу и плодотворное развитие» (Полн. собр. соч.: В 8 т. М., Т. ЕС. 88). Вся глубина истины, по его мнению, доступна только разуму, внутри себя устроенному в полном нравственном согласии с всемогущим разумом, и ему одному открыты невидимые тайны вещей Божеских и человеческих. Такая полнота развития живознания как внутреннего знания не является окончательным воплощением «всецелого разума», ибо это невозможно в условиях земного несовершенства (см.: там же. С. 279). Хомяков исключает возможность познания истины только на основе логического знания, хотя и не отрицает его роли в процессе познания. Связано это с тем, что живознание требует постоянной цельности и согласия в душе человека, но в силу своей слабости ему сложно удерживать и сохранять в себе душевное согласие. Всякая тревога и нарушение внутренней цельности приводит к тому, что образ живого сознания искажается. В этом случае опорой человеческому знанию служит «частное логическое знание, которое, при всей своей неполноте, имеет твердую определенность, неподвластную страсти вследствие своей отвлеченности, тогда заговорит оно строгим и неизменным голосом, как внешний закон, недостаточный для всех требований духа, но возвращающий его к полному и внутреннему закону, временно помраченному» (там же. С. 253). «Односторонняя вера в логическое знание, - писал Хомяков, - мертвит истинный разум и ведет к самоосуждению логического рассудка... но отсутствие или неопределенность логического знания в развитии историческом отнимают у жизни и убеждения их разумную последовательность и крепость» (там же. С. 253).

А. А. Попов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 193-194.

Литература:

Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 4 т. Калуга, 2006. Т. 1; Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900. Т. 1; Бердяев П. А. Алексей Степанович Хомяков // Собр. соч.: В 5 т. М,, 1997. Т. 5; Благова Т. А. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский: Жизнь и философское миро-воззрение. М., 1994.

Понятие: