Ева
ЕВА — жена Адама. Именно Ева первой нарушила веление бога. Она дала себя обмануть вымыслами и прекрасными обещаниями змия (А), а затем склонила своего мужа к такому же непослушанию. Неудобства беременности, страдания при родах, подчинение мужу — наказания, на которые осудил ее за это бог... Что касается тех, кто считает, что если бы Ева не отведала плода древа познания, то между двумя полами никогда не было бы любви, а существовала бы лишь дружба, то невозможно ни основательно опровергнуть их мысль, ни обосновать ее хорошими доказательствами.
(А) Она дала себя обмануть... прекрасными обещаниями змия... Согласно рассказу Моисея, это великое дело было завершено посредством немногих слов. Никогда еще не заключался договор такой важности: речь шла о судьбе рода человеческого на все будущие века. Вечное блаженство или вечное проклятие всех людей зависели от этого договора, не считая всех глупостей и смехотворных событий современной жизни. Между тем никогда еще не было дела, завершенного столь быстро. Никогда, быть может, дьявол не совершал такой выгодной сделки с человеком. Очевидно, преступные мысли отдельных лиц, от которых мало что зависит, всегда обходились дьяволу дороже, чем эта, которая была для всего мира решающей. Нужно признаться, что две головы, которым бог отдал на хранение спасение рода человеческого, берегли его наихудшим образом. Они без боя сдали свои позиции. Вместо того чтобы сражаться за столь драгоценную вещь, отданную им на хранение, подобно тому как бьется грешный человек за свою религию и за свою родину, pro aris et focis, они оказали меньше сопротивления, чем ребенок, у которого хотят отобрать куклу. Они вели себя так, как будто дело шло о булавке: sie erat in fatis [так им на роду было написано]. Тем не менее воздержимся от того, чтобы считать, что Моисей слишком сократил этот рассказ или что он, по обыкновению жителей Востока, скрыл это зловещее событие под покровом каких-нибудь небылиц. Это значило бы сильно скомпрометировать наши основные истины... Один современный автор выдвигает мысль, что добрые ангелы не должны были допустить столь неравного состязания между дьяволом, многоопытным во всяких делах, и только что созданной женщиной, никогда не видавшей еще ни восхода, ни заката солнца. Это соображение заслуживает того ответа, что, ничего не доказывая, оно доказывает слишком много...
Цитируется по изд.: Бейль П. Исторический и критический словарь. Том 1, М., 1967, с. 172-173.