Борей (Бейль, 1697)

БОРЕЙ (по лат. Boreas) — один из четырех главных ветров * и одно из божеств язычества... «...он был провозглашен торжественно, особым законом родственником афинян, так как его жена Орифия была афинянкой» ** ...Существует несколько версий относительно обстоятельств похищения Орифии (G).

(G) ...Пусть мне не говорят, что Аполлоний 54 заслуживал бы осуждения, если бы, желая исправить афинян, он опроверг вымыслы, которые они рассказывали о Борее. Вовсе не нужно ссылаться на это, поскольку между оскорблением смешных традиций и признанием их истинности существует разумная середина. Здесь не о чем спорить: это позиция, какую должен был занять философ, убежденный, что опровержение этого вздора вызовет раздражение слушателей. Но какое безобразие! Афиняне, столь утонченные, столь учтивые, столь просвещенные, дают себя убедить в том, что дочь одного из их царей прониклась любовью к ветру, отдалась ему, забеременела от него, что этот брак установил союз между афинянами и ветром и что они получат большую поддержку от этого союзника, попросив его участвовать в войне против персов. Свое убеждение в [истинности] всего этого они подтвердили,

_____

* Тот, который дует с севера.

** Бальзак. Введение, V, гл. II, стр. 8053.

[124]

издав соответствующие законы, воздвигнув храм, празднуя соответствующую годовщину. Я это отмечаю, с тем чтобы никто не возразил мне, будто похищение Орифии рассматривалось в Афинах как поэтический вымысел, игра фантазии. Такое возражение чрезвычайно ложно. Все, что я говорил о Борее, было для афинян предметом веры. Я думаю, что вначале было лишь фантастическое произведение поэта, распеваемое на перекрестках. Но в конце концов эта фантазия оказалась включена в систему общественной религии.

Скажем то же и о других составных частях языческой религии и тем самым отметим значительное различие между магометанством и язычеством. Магометанство основал обманщик. Он ставил своей целью обмануть людей. Но языческая религия возникла из [образов], созданных игрой фантазии некоторых поэтов, вовсе не помышлявших, чтобы их вымыслы были освящены, и придумавших их лишь для забавы. О них можно сказать: hae nugae séria ducent in mala [когда слишком много шутят, это к добру не приведет]. С тех пор как однажды эти шутки стали рассматриваться в качестве предмета веры, эта вера уже никогда не ставилась под сомнение. В связи с этим египтяне могли говорить грекам: вы всегда остаетесь детьми. Но греки с еще большим основанием могли бросить такой упрек египтянам. Среди них не найдешь автора, достойного того почтения, какое вызвал Диодор Сицилийский 55 у одного римлянина, сказавшего, что это первый человек среди греков, бросивший заниматься глупостями.

Я не утверждаю, что все афиняне были так простоваты, чтобы верить этим сказкам. Я вспоминаю ответ, который Платон влагает в уста Сократа, когда его спросили, верит ли он в истинность предания о похищении Орифии... «Если я вместе с мудрецами сочту, что это мнение ложно, я не скажу бессмыслицы» *... Из этих слов видно, с одной стороны, что наиболее просвещенные люди судили об этом так, как следовало, а с другой — что соблюдалась известная сдержанность, когда это мнение излагалось в сочине-

_________

* Платон. Федр, стр. 1211, А.

[125]

нии, представляемом публике. Как бы там ни было, бесчисленное множество афинян, исполненных ума и здравого смысла в любых иных областях, во сто крат более способных обмануть, чем быть обманутыми, искренне верили в то, что им говорили о Борее и Орифии. Это факт, достойный изумления. В нем заключено хорошее нравоучение относительно слабости человеческого рассудка. Будем же судить о древности на основе современности. Сегодня в Риме, где столько ума и благоразумия, обычно верят в большую часть преданий, лежащих в основе культа часовен. Лишь немногие, более сильные умы этому не верят. Так надо судить об этом и когда речь идет о Древней Греции.

[126]

Цитируется по изд.: Бейль П. Исторический и критический словарь. Том 1, М., 1967, с. 124-126.

Примечания

54. Аполлоний — древнегреческий писатель I в. до н. э,— 124.

55. Диодор Сицилийский (I в. до н. э.) — греческий историк, написал историю всех известных ему стран и народов в 40 книгах, не все из которых до нас дошли.— 125.

Понятие: