Шайва-сиддханта
ШАЙВА-СИДДХАНТА (конечная цель шиваизма) — система идеалистической философии, возникшая на юге Индии. Ее религиозным истоком является шиваизм, представленный поэтическими (гимны наянаров, в особенности «Тирувасагам» Маниккавасагара) и теологическими (шиваитские агамы) текстами. На их основе в XII—XIV веках формируется умозрение, согласно которому мир, мыслящийся реальным, представлен тремя сущностями. Это: пати («владыка») — Шива, являющийся первопричиной вселенной, высшей реальностью, абсолютом; пашу («скот») — вечная индивидуальная душа; пашам («оковы») — материя, понимаемая как нечистота, имеющая три разновидности: анава — изначальное неведение; карма — действия, ведущие к перевоплощению; майя — время, природа, чувства, тело и т. д. Шива обладает энергией (шакти), которая, будучи направленной на душу, активизирует присущие ей потенциально качества знания, ощущения, действия. С их помощью душа постоянно очищается от своих материальных оков и обретает спасение, на путь к которому ее наставляет сам Шива. Он же может своей милостью мгновенно освободить ее из сансары, если она принадлежит преданному ему безраздельно бхакту. Таким образом, Шайва-сиддханта — философское осмысление личностно окрашенного религиозного опыта многовековой традиции тамильского бхакти. Основные тексты Шайва-сиддханты — объединенные в комплекс «14 шастр Шайва-сиддханты» — были созданы с XIII по XVI век. Самым ранним и наиболее важным является трактат «Сиванянабодам» (санскритский «Шиваджнянабодха») — «Учение о шиваитском знании» Мейкандара (XIII век). Кроме него великими ачарьями Шайва-сиддханта считаются Арунанди Дэвар, Умапати Шивачарья, Марёйнянасамбандар.
А. Дубянский
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 453-454.