Возрождение каролингское (Гуревич, 2003)

Возрождение каролингское (конец VIII — середина IX веков). Прямо связано с культурной политикой короля франков Карла Великого, направленной на повышение образовательного уровня франкского духовенства. Основным памятником этой политической установки является послание De litteris colendis («О насаждении учености», между 780 и 800 гг.), первоначально направленное аббату Фульды, а затем в качестве циркуляра - всем епископам и настоятелям монастырей Франкского королевства. В нем констатируется упадок образования, содержится призыв не пренебрегать изучением словесности, без которого невозможно достичь удовлетворительного понимания священных текстов, и предписывается привлекать в качестве наставников людей, к этому делу пригодных. Речь, другими словами, идет об учреждении монастырских и соборных школ с уровнем образования не на[1]много выше начального (грамматика и риторика). В известной степени к учебе привлекались и миряне, о чем свидетельствует учреждение дворцовой школы в Ахене и указ, предписывающий придворным посылать туда своих сыновей. Вся эта просветительская деятельность (являвшаяся лишь одной из сторон широкого реформаторства первых Каролингов, включавшего в себя и государственную реформу, и реформу богослужения, и др.) направлялась из единого центра, группой людей, собранных специально для этого со всей Европы, отовсюду, где еще сохранились очаги образованности и культуры. В разное время и на разные сроки ко двору Карла с этой целью приглашались англосаксы Алкуин, Фредегиз, Визон, Сигульф, лангобарды Петр Пизанский, Павлин Аквилейский, Павел Диакон, Фардульф, ирландец Дунгал, готы Теодульф и Агобард, франки Ангильберт и Эйнхард и др. Центральной фигурой среди них был Алкуин, автор многочисленных и разно[1]жанровых сочинений, в которых изъяснялись цели реформы и предлагался конкретный учебный материал. Но творцами каролингского В.я эти сподвижники Карла являются не только и не столько в их «служебной» деятельности, сколько в их общем культурном досуге: здесь их объединяло членство в «палатинской академии», где каждому присваивался торжественный псевдоним и соответствующая культурная роль, где Алкуин был [Горацием] Флакком, Муадвин - Овидием, Теодульф - Пиндаром, Ангильберт - Гомером (но где, что для каролингского Возрождения характерно, языческая древность соседствовала с библейской: Эйнхард именовался Веселиилом, а сам Карл - Давидом). Эта ориентация на античность дала многочисленные плоды: «Риторику» Алкуина, его послания и стихи, поэмы Ангильберта и Теодульфа, «Жизнеописание Карла Великого» Эйнхарда и др. Классика присутствует здесь в качестве основного источника или образца (каковым для Эйнхарда, скажем, является Светоний), входит прямыми или косвенными цитатами (количество которых иногда превращает оригинальное произведение в подлинный центон), утверждается как норма стиля. Именно присвоение античным авторам достоинства культурного и литературного образца, резкое расширение, по сравнению с ближайшим прошлым, круга известных и почитаемых античных текстов является главной исторической заслугой па[1]латинских «академиков». Одним-двумя поколениями раньше такой выдающийся деятель культуры, как Беда Достопочтенный, был знаком с Вергилием из вторых рук; ныне же рядом с Вергилием (которого, как сказано в жизнеописании Алкуина, он почитал больше, чем Псалтырь) вновь встают Гораций, Овидий (в том числе его любовная поэзия), Цицерон («О нахождении» и «Об ораторе»), Светоний, Лукан, Стаций и др. Не случайно большая часть дошедших до нас древнейших рукописей римских писателей создана в каролингскую эпоху. После смерти Карла Великого палатинский кружок распадается, его традиции некоторое время продолжают ученики Алкуина (Рабан Мавр), ученики его учеников (Валафрид Страбон), их поддерживают новые мона[1]стырские центры (Фульда, Райхенау, Санкт[1]Галлен), пока данный каролингским Возрождением культурный импульс не замирает в обстановке общего культурного упадка конца IX века.

Цитируется по изд.: Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А.Я. Гуревича. М., 2003, с. 93-94.