Ниханги
Ниханги оказались устойчивой сектой, и их орден пользуется известной популярностью и в современном Панджабе. На них следует остановиться подробнее, так как они не только не описаны в отечест-
[56]
венной научной литературе, но даже в индийской о них встречаются только скупые упоминания.
Эта секта возникла, судя по преданиям, после смерти гуру Гобинд Сингха и была основана одним из его старших сыновей. По другим сведениям она возникла в 60-х годах XVIII века.
Годы на рубеже XVII и XVIII вв. были периодом формирования хальсы, периодом, когда каждый сикх, ставший членом хальсы, стал осознавать себя прежде всего воином, защитником не только демократических свобод общины и своей новой веры, но и всего своего народа, своей страны. В это время в ходе антифеодальной борьбы, возглавляемой сикхами, начала созревать идея панджабского национализма, складывается группа джатских племен центрального Панджаба как ведущее ядро начинающей консолидироваться панджабской народности. Боевой дух сикхизма был порожден и мощным крестьянским движением и стремлением покончить с вторжениями из-за рубежа и захватом панджабских земель иранскими и афганскими феодальными правителями, а также могольскими правителями Дели. Этот боевой дух поддерживался последними пятью гуру общины и как известно, достиг вершины при гуру Гобинд Сингхе.
Своего рода кульминационной точкой в процессе военизации общины явилось возникновение группы нихангов. Сектой эту группу внутри сикхской общины можно считать потому, что с самого начала ее руководители внесли свои поправки в вероучение сикхизма, прежде всего объявили необязательным проповедуемое всеми гуру положение, что каждый сикх должен жить в миру, т. е. быть главой семьи
[57]
и хозяйства и участвовать в процессе ремесленного или сельскохозяйственного производства, служа таким образом своему народу.
Ниханги не должны были иметь ни семьи, ни собственности. Они должны были видеть свое главное назначение в охране общины сикхов и в охране бедняков Панджаба от притеснений со стороны богатых феодалов и иноземных захватчиков. Все свое время ниханги отдавали воинским учениям.
Другой особенностью сикхизма нихангов является то, что они принимают и пропагандируют главным образом те стороны этого учения, которые призывают к воинскому совершенствованию и направлены на воспитание воинского духа.
Те, кто вступал в эту секту, должен был искать смерти от руки врага. Все сикхи известны как отважные воины, но ниханги стали рыцарями бесстрашия. Об их храбрости, о стойкости в бою и отважных атаках до сих пор в Панджабе поют песни и рассказывают легенды.
Во время войны их обязанностью являлось нанесение первого удара по армии врага. Во многих битвах отряд нихангов часто численностью в несколько сотен, а иногда и свыше тысячи врубался в строй врагов и сражался, не думая о спасении, не отступая. Обычно такая атака пробивала брешь в полках наступавших и вносила в их ряды смятение, которое способствовало успеху основных сил хальсы.
Ниханги брались за выполнение самых рискованных операций, а иногда просто погибали во имя веры, во имя своей правды, зная, что эта гибель не принесет никаких плодов, никакой конкретной пользы общине, — погибали только затем, чтобы подать пример стойкости 15.
В некоторых источниках указывается, что один из мисалей был нихангским — это мисаль, называвшийся Шахид-и-Ниханг 16 или Шахид-и-Мисаль. Его центром являлся городок Дамдама в южном Пенджабе. Во время пребывания в Индии мы слышали (а также встречали указания в источниках), что члены этого мисаля были только из «низких» каст и «непочетных» племен, но расшифровку этого положения найти в источниках не удалось.
Можно думать, что этнически ниханги отличаются от сикхов-джатов. Джаты в своей массе были и являются земледельцами и, что важно, — землевладельцами, тогда как ниханги земли не имели и не имеют ее сейчас.
Вместе с тем по своему антропологическому типу они никак не могут быть отнесены к числу дравидоидных «низких» каст Панджаба, члены которых тоже не имеют земли. Видимо, есть все основания предполагать, что ниханги являлись неполноправными общинниками из состава появившихся в Панджабе самых поздних групп сикхских иммигрантов, селившихся в джатских деревнях без права на владение землей.
Во времена сикхизма из нихангов в основном состояли партизанские отряды, скрывавшиеся в лесах от могольских и афганских армий. Не будучи привязаны к земле и определенной деревенской общине, они могли легко передвигаться по стране и были почти неуловимыми.
__________
15. Так, в 1764 г., — когда во время своего очередного, седьмого нашествия солдаты афганской армии окружили Амритсар, надеясь перебить сикхов и намереваясь по установленной ими традиции взорвать храм Харимандир (ныне известный под названием Золотого Храма) и оросить в окружающий его пруд трупы коров, что является наивысшим оскорблением чувств сикхов, — они увидели, что сикхи покинули город, и только у дверей храма они встретили охрану в 30 нихангов, которые и были зарублены ими на месте
16. Henry Т. Princep, Origin of the Sikh power in the Punjab, p. 31.
[58]
Мисаль Шахид-и-Ниханг был также известен под названием Акали, т. е. «мисаль вечного» («мисаль бога»), или, по другому толкованию, «мисаль вечных» 17. Не следует путать это название с названием сикхской партии «Акали», возникшей в 20-х годах нашего века.
Особенно прославились ниханги в XVIII веке, во время войн с афганскими армиями Ахмед шаха Дуррани и его наследников. В источниках XIX века тоже часто упоминается их отвага и готовность к самопожертвованию. Ниханги неоднократно нападали и на английские полки и открыто покушались на жизнь английских чиновников и офицеров.
В конце XVlll и начале XIX века прославленным главой нихангов был Пхула Сингх. Характерно, что, для того чтобы стать нихангом, он, родившийся в касте джатов-землевладельцев, отказался от своих прав на землю и вступил в секту нихангов как равный им безземельный сикх 18. Вблизи г. Наушеры (в современном Западном Пакистане) есть мавзолей, воздвигнутый в его честь.
Но в XX веке, особенно в наше время, эта секта постепенно вымирает, хотя ничего ускоряющего этот процесс не делает ни панджабское общество, ни правительственные или административные органы. Численность нихангов установить трудно, вероятно, их около 8 тысяч.
Эта оценка основана на наших личных наблюдениях. На ежегодный праздник Байсакхи (в апреле) все ниханги собираются в религиозных центрах сикхизма — в Амритсаре, в Анандпуре (город гуру Гобинд Сингха, где была создана хальса) и главным образом в местечке Дамдама, на юге Панджаба, вблизи г. Бхатинды, где, по преданию, были обезглавлены предки основателей их мисаля.
В среднем, по визуальному подсчету, в каждом из этих мест собирается от 2 до 3 тысяч нихангов, но, естественно, за точность этих цифр поручиться нельзя.
Ниханги по обычаю являются общиной холостяков, хотя в последнее время у некоторых из них появились семьи.
Пополнение общины происходит за счет того, что некоторые сикхи (в основном из «низких» каст) посвящают своих мальчиков в ниханги и отдают их на воспитание членам этой секты.
Ниханги не имеют домов и ведут кочевой или, вернее, странствующий образ жизни. Никто не знает, где и когда они появятся и в каком числе. Никто из них не работает, в их среде считается унизительным зарабатывать себе на жизнь. Они приходят в деревни и требуют, чтобы им поставили такое-то количество продуктов, тканей и т. п., и крестьяне моментально выполняют их требования.
Интересно наблюдать отношение крестьян, да и большинства панджабцев, к нихангам. Это странная смесь страха, восхищения и иронии. Наряду с анекдотами об их ограниченности, склонности к дракам и т. п. народ создал и пословицы об их храбрости и честности (например: «В дом пришел ниханг — можно не запирать двери»).
У нихангов есть лошади и скот, молочный и тягловый. Тягловый скот они используют только в упряжке, впрягая волов или буйволов в свои повозки и передвигаясь небольшими группами по дорогам Панджаба. Повозки их часто напоминают дома на колесах, так как имеют высокие боковые стенки и крыты двускатной невысокой крышей. Задней стенки нет. Внутреннее помещение часто разделено на два этажа нарами. Спят и на нарах и на дне повозки.
Из нихангов же состоит и своего рода гвардия гурдвар (сикхских
________
17. Khushwant Singh, A history of the Sikhs, p. 215.
18. Teja Singh, Highrouds of the Sikh history, Calcutta, 1963, Book two, p. 59.
[59]
молитвенных домов). В каждой гурдваре (в том числе и в Дели) можно увидеть несколько нихангов, составляющих ее почетный караул. Следует сказать, что гурдвара со времен гуру является местом, где каждый приходящий имеет право питаться за счет лангара и жить, сколько ему нужно, не будучи спрошен ни о цели своего прихода, ни о сроке пребывания. За порядком в гурдваре следят ниханги.
Облик членов этой секты чрезвычайно своеобразен — их можно сразу отличить в любой толпе. В их одежде чаще всего комбинируются два цвета — синий и желтый (хотя иногда их можно видеть и в белом). Одежда состоит из длинной (до колен или немного ниже) прямой рубахи с длинными рукавами и без ворота. Как все сикхи, они носят короткие штаны. Ниханги обычно ходят босиком, хотя на некоторых можно видеть панджабские туфли с задранными острыми носами. На головах они носят, не снимая ни днем, ни ночью, тюрбаны (обычно очень высокие), накручивая слой за слоем иногда по пять- шесть нормальных пятиметровых тюрбанных отрезков. Иногда эти тюрбаны достигают метровой высоты 19.
Их тюрбаны обязательно украшаются спереди символами сикхизма — отлитыми или вырезанными из стали (или никелированного железа) моделями сикхского оружия. Обычно это украшение состоит из двух скрещенных кривых ножей — крипанов, над которыми вертикально возвышается плоское изображение обоюдоострого боевого топора, заключенное © круг, который символизирует собою чакру — метательный диск или кольцо.
Кстати, чакра считается оружием настолько древним, что ее описывают только по храмовым скульптурам (это оружие бога Вишну) или древним барельефам. Но нихангам это оружие настолько знакомо, что они всегда носят при себе несколько этих тяжелых металлических колец, надев их на тюрбан. (Эти стальные кольца играли также роль своеобразных шлемов, защищавших голову от удара мечом).
Чакры можно видеть в гурдварах, наряду с другим оружием они украшают и постамент для «Грантх-сахаба».
В складках тюрбанов ниханги прячут также ножи, оставляя их рукоятки снаружи. Некоторые ниханги имеют луки и носят стрелы в колчанах за плечами.
На поясах, а также на перевязях через левое и правое плечи у них мечи в ножнах и кинжалы, а за спиной круглые кожаные щиты с четырьмя выпуклыми металлическими круглыми накладками.
Эти щиты не имеют с внутренней стороны петли, вместо нее к их внутреннему краю прикреплены шнуры, которые во время боя собираются в кулак левой руки.
У каждого ниханга обязательно есть также копье с широким металлическим наконечником.
К поясу ниханга часто бывает прикреплен мешочек для продуктов, а в руке он носит медный или бронзовый небольшой круглодонный сосуд для питья.
Вот, как правило, и все его имущество.
Ниханги, как и все сикхи, не бреют бород и усов и не стригут волос. Сикхи современных городовг аккуратно накручивают бороды на шнур и туго подвязывают их, а ниханги носят бороды свободно.
_______
19. Часто для объяснения обычая носить такие высокие тюрбаны ниханги цитируют ctdokv одного из гимнов гуру Аоджуна: «Я — борец бога, и, встретив гуру, я надел высокий тюрбан». Эта цитата поясняет их обычай: в старые времена борцовпобедителей венчали высоким тюрбаном (М. A. Macauliffe, The Sikh religion, vol. Ill, Delhi 1963, pp. 110—111).
[60]
В их среде распространен обычай пить бханг — опьяняющий напиток из конопли 20. Обычно два ниханга садятся друг против друга по обеим сторонам вмазанной в землю круглодонной чаши, в которую положены листья конопли и сахар-сырец, и трут их, вращая в ладонях тяжелый деревянный пест. Понемногу подливают воду и снова трут. Полученную жидкую массу отжимают через ткань и пьют. Среди нихангов популярен также опиум, который по традиции выдается их главой — джатхедаром.
Во время праздников (а ниханги, как и все сикхи, отмечают три больших праздника в году: Байсакхи, или Новый год, — в апреле, Хола-мохалла — на следующий день после весеннего праздника красок — Холи, и Дивали — осенний праздник огней) ниханги устраивают воинские состязания и джигитуют.
Ниханги считаются знатоками оружия, их часто можно видеть в лавках оружейников на узких улочках Амритсара, Патиалы, Лудхианы или любого другого панджабского города, где мастера советуются с ними.
Автору этой статьи довелось присутствовать на нихангском празднике в местечке Дамдама, где была устроена большая ярмарка в дни Байсакхи. После полудня ниханги (их таборы были поблизости от базара, под деревьями) начали собираться группами, проваживать коней; завязались бои на мечах, палках и кинжалах. Затем они все стянулись к гурдваре и двинулись торжественной процессией вокруг пруда во главе со своим джатхедаром Баба Чет Сингхом, ехавшим на слоне (надо сказать, что без участия слона ни одна процессия в Индии не воспринимается как настоящая процессия).
Обойдя пруд, ниханги прямо по недавно сжатым полям, двинулись к месту воинских игр. Процессию возглавляли «пять, которых возлюбил бог» — «панч пиярэ» — одетые в желтые шелковые рубахи 21.
За этими пятью нихангами в клубах раскаленной пыли двигалась бегом и на конях огромная толпа; ослепительно блестело начищенное оружие.
Джатхедар указал место состязаний. Немедленно мечами была вырублена стерня и трава, и ниханги расположились по краю большого прямоугольника, а в середине началась джигитовка.
Всадники, то стоя, то свисая с седла, бросали копья в цель или накалывали на копья пучки прутьев и травы, воткнутые в землю. Молодые расседланные лошади скакали рядом с обученными — так ниханги учат своих коней.
После джигитовки воины стали состязаться в умении владеть оружие. Оружие было в разных местах разложено на земле на разостланных полотнах, и каждый ниханг, перед тем как взять его, исполнял перед ним воинский обрядовый танец, состоявший из взмахов рук, прыжков и стремительных поворотов. Потом, преклонив колено
________
20. Этот напиток широко известен в Панджабе.
21. Такую пятерку можно увидеть в каждой процессии сикхов. Это напоминание о том, как гуру Гобинд, созвав в 1699 г. всех сикхов в Анандпур, вызвал тех из их числа, кто готов во имя бога и любви к гуру немедленно принять смерть. Вышли друг за другом только пять человек. Каждого по очереди гуру вводил в свой шатер. Кровь, вытекавшая из шатра, заставляла всех ужасаться и недоумевать, зачем гуру убивает своих преданных учеников.
Шестого охотника уже не нашлось. Тогда гуру вывел всех пятерых, одетых в лучшие одежды (кровь, оказалось, была кровью убитой козы), и объявил, что это было испытанием и что эти пять станут первыми, посвященными в хальсу, и ее ядром. Размешав сахар в воде обоюдоострым мечом, гуру дал им испить в знак посвящения в хальсу и сам испил из их рук (с тех пор такое причастие обязательно при посвящении мальчиков в сикхизм).
[61]
и сложив ладони, он кланялся оружию и лишь после этого брал его и вступал в состязание. (Панджабская пословица говорит: «Окажи честь оружию, и оно принесет честь тебе»).
Здесь можно было видеть, как пользуются чакрами в бою: эти кольца надевают на указательный палец или на два пальца — указательный и средний — и, сильно раскрутив, посылают во врага, целясь в шею. В прежние времена края чакр оттачивались, как бритва, но теперь для воинских игр употребляются затупленные чакры. Диаметр этих стальных колец бывает от 25 до 40 см, ширина обода кольца 3—4 см, толщина его у внутреннего края 3—4 мм. Вес их — 500—700 г.
После окончания праздника ниханги снова рассеиваются по Панджабу, для того чтобы встретиться вновь в дни следующего праздника.
В составе этой секты есть две группы, или два подразделения. Одно, возникшее первым и имеющее своим центром городок Дамдама, называется Будха-даль, а другое, которое образовалось позже, называется Дхарна-даль. Центром этой второй группы является городок Сурсинг, вблизи Амритсара. Главой группы является Сохан Сингх. Группа Дхарна-даль малочисленней, чем Будха-даль, и менее влиятельна в среде сикхов.
В 40—50-х годах XX века из среды нихангов выдвинулся общественный деятель Акали Каур Сингх Ниханг, снискавший себе в Панджабе довольно широкую популярность. Он опубликовал несколько работ по истории и современному положению сикхизма. Его деятельность была главным образом направлена на устройство приютов для сирот и вдов, особенно после раздела Индии.
В 1950/51 г. руководители нихангов начали издавать в Патиале еженедельник «Ниханг Сандеш», но он довольно скоро перестал выходить, так как в среде нихангов практически нет образованных людей, которые могли бы поддерживать этот печатный орган.
Ниханги известны тем, что не боятся ни полиции, ни суда. Они не признают законов, и спорить с нихангом опасно: он без размышлений прибегает к оружию. Иногда достаточно взгляда, чтобы ниханг счел себя оскорбленным. Хотя они нигде и ни за что не платят, кондуктора и контролеры транспорта избегают даже напоминать им о билетах, опасаясь, не без оснований, вызвать их гнев.
Многие считают, что само слово «ниханг» персидского происхождения и означает «крокодил» 22. Есть мнение, что эта секта возникла как подражание аналогичным отрядам в составе могольской армии и что даже цвета одежды они заимствовали у этих отрядов.
________
22. Есть и другое объяснение этого слова: «ниханг» возводится к слову «нихсанг» (санскрит), что означает «отрицающий союзы» или «не вступающий в сговоры» (иногда переводят как «холостяк»).
[62]
Н.Р. Гусева. О сектах в сикхизме. О специфике национального состава населения Западной Бенгалии. // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Выпуск V. Под общ. ред. В.В, Струве и Д.А. Олдерогге. Индия - страна и народ. М., 1967, с. 56-62.