Касты у балийцев

На Бали, единственном острове Индонезии, еще со времени проникновения индуизма существуют касты, в которых нашло выражение сословное деление общества. Однако балийские касты нельзя отождествлять с индийскими, ничего похожего на крайности индийской системы на Бали нет. Балийцы в сильной степени сохранили свой адат и живут, согласуясь больше с ним, чем с кастовыми предписаниями 36.

Кастовая система на Бали утвердилась лишь со времен Маджапахита, но еще до этого периода население острова имело свою аристократию, свои сословия, по-видимому, напоминавшие те, которые можно встретить и теперь на большинстве островов Восточной Индонезии. Эти старые сословные деления сохранились и в системе каст. Ее на Бали часто называют тривангса (состоящая из трех частей) 37, так как индо-яванская аристократия на Бали делилась на три касты, соответствующие древнеиндийским варнам — брахманов, ксатриев, весиев. Основная масса балийцев (свыше 90%) к ним не принадлежит. Их условно называют судра (местное название — джаба), но они не являются кастой.

Кастовую систему балийцев скорее можно назвать «системой титулов», так как далеко не каждый балиец может назвать свою касту, а титул, которыми они обозначаются, знают все 38. Брахманы имеют титул «ида», «ида багус», который входит в состав их имен, ксатрии — «дева» и «анак агунг», весии — «густи». Брахманы принадлежали к жреческой Варне, которая поставляла правителей, весии в отличие от индийской традиции считались воинами. В настоящее время основным занятием членов всех каст, или точнее групп, по традиции именуемых на Бали кастами (мы оставляем этот термин, но с учетом сделанных разъяснений), является земледелие. Князья чаще всего принадлежат не к ксатриям, очень немногочисленным на Бали, а к густи, самой важной с политической точки зрения касте 39.

Как уже отмечалось выше, на Бали не существовало тех резких граней между кастами, которыми отличалась кастовая система Индии 40.

Среди судров всегда были люди различных профессий, даже жрецы, которые могли выполнять часть ритуала. Известны случаи, правда нечастые, когда судра становился густи, это говорит о том, что барьер, существующий между кастовой аристократией и народом, не так непреодолим, как в Индии. Это видно на примере такой важной организации, как субак (ведающей землей и водой), где кастовая принадлежность членов не дает о себе знать.

В обыденной жизни кастовые различия проявляются в ряде сравнительно маловажных правил и запретов: продолжает соблюдаться гипергамия (правило, по которому муж должен принадлежать к более высокой социальной категории, чем жена), нарушение которой в прошлом наказывалось очень строго; для брахманов существуют некоторые запреты в отношении воды и одежды; представители высшей касты должны воздвигать в храме более высокий жертвенник и т. д.

Соблюдение строгих правил этикета — вот в чем проявляют себя главным образом балийские касты. Человек высшей касты должен занимать более высокое положение, чем член менее высокой, будь это этаж дома или место для сидения. Это касается и языка: в зависимости от принадлежности собеседника к той или иной касте выбирается соответствующий стиль языка, со своей лексикой и синтаксическими особенностями. При разговоре с человеком высокой касты люди рангом ниже выражаются изысканно, высоким стилем, а тот отвечает им на «низком», грубоватом языке. Собеседники равной касты пользуются третьим стилем 41.

На Бали нет неприкасаемых в индийском смысле слова, но некоторые профессии, как например красильщики индиго, считаются нечистыми, хотя выражается это лишь в некоторых обрядовых деталях при кремации. В случае брака представителей разных каст дети всегда принадлежат к касте отца.

Выше говорилось о том, что в кастовой системе Бали сохранились старые, доиндуистские группы. К ним принадлежат кузнецы «панде веси» и отчасти все, работающие с металлом. Они образуют своего рота замкнутую касту и почитаются священными, так как имеют дело с металлом, служащим для изготовления священных крисов. Кузнецов на Бали возводят к древним жрецам-огнепоклонникам, а они сами считают себя более древними, чем брахманы, и поэтому претендуют на особое положение. Это признают и сами брахманы, обращаясь к кузнецу, держащему в руках свой рабочий инструмент, в высоком стиле, т. е. как низшие к высшим 42.

Маретина С.А. Балийцы (этнографический очерк). // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Страны и народы бассейна Тихого океана. Выпуск VI. Под общ. ред. Д.А. Олдерогге. М., 1968, с. 234-236.

Примечания

36. С. А. Маретина, Трансформация индийских варн на Бали, — «Касты в Индии», М., 1965, стр. 185—198.

37. R. Goris, The Position of the Blacksmiths, — «Bali: Studies in Life...», pp. 293—294.

38. Cl. Geertz, Form and Variation..., pn. 996—997.

39. T. Friederich, The Civilization and Culture of Bali, Calcutta, 1959, pp. 110—112.

40. P. H. Hiss, Bali, p. 7.

41. М. Covarrubias, Isla n d of Bali, pp. 47—52.

42. R. Goris, The Position..., pp. 291—293.

Понятие: