Кальвинизм (Веджвуд, 2012)

Лютер видел в религии духовную опору и успокоение для человечества, переживал за людей – и заговорил, потому что не мог больше молчать. Для Кальвина религия была познанием Слова Божьего, собранием неотвратимых умозаключений из Святых Писаний, непререкаемых и совершенных безотносительно к материальным потребностям человека. Главными постулатами кальвинизма были и остаются Божественная благодать и предопределение. Судьба каждого человека – рай или ад – предустановлены всемогущим Господом, и человек рождается с Божьей благодатью или без нее.

Это суровое учение, не для всех утешительное, имело одно немаловажное преимущество по сравнению с доктриной Лютера. Оно предлагало не только новую теологию, но и новую политическую теорию. Введя институт старейшин, Кальвин вверил мирянам контроль за нравственностью общины и деятельностью служителей Бога. Новая теократия, ставившая во главу угла Бога, а общину – над священниками, сочетала принципы авторитаризма и представительства с ответственностью индивидуума перед обществом. По мере распространения новой религии она оказала на монархии Европы духовное и политическое воздействие.

Цитируется по изд.: Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война. История войны, изменившей Европу. М., 2012, с. 30.

Понятие: