Саамский шаманизм (Кондратьев, 2019)

Саамы считают, что душа шамана может совершать путешествия вне тела и взаимодействовать с духами-помощниками. Важно и желание духов помогать шаману. Подразумевает умение шамана убеждать духов в необходимости помощи человеку. Звуки бубна помогают шаману войти в состояние транса – «лови» (lovi). Дословно «лови» означает дыру или прорезь между мирами: Земным, Подземным и Небесами. Это отверстие является входными воротами в священную реку Маналу, ведущую или ограничивающую Подземный мир мертвых. В состоянии транса одна из душ шамана может отделяться от тела и перемещаться в духовном мире. В состоянии «лови» шаман может посетить страну мертвых, чтобы вернуть часть души больного человека. 39

Итак, по представлениям саамов, у человека две души, попадание одной из которых в страну мёртвых приводит к болезни и смерти. Шаманы наделены способностью посылать свою вторую душу в потусторонний мир, действовать в нём, и возвращать её назад. Эта способность даётся извне духами конкретному человеку, избранному ими. Обращает на себя внимание тот факт, что представления саамов о потустороннем мире значительно подробнее, чем у карел. При этом в них есть общие моменты: в карельских рунах Маналой называется потусторонний мир, в который попадают рекой, в представлениях саамов это название реки, ведущей туда. Впрочем, у северных карел сохранились отголоски представлений о возможности нахождения части души живого под землёй, откуда есть выход через некую щель.

Noušeš luontoni lovešta

Havon alta haltiani,

Havon alta, hattu peäštä,

Moan alta makoamašta,

Kiven alta kinnaš keässä. 40

Поднимись, мой дух из щели,

Из-под гнилушки 41, дух-хранитель

Из-под гнилушки, из защитного покрытия,

Из-под земли, из сна,

Из-под камня, зажатого [словно] в рукавицах 42.

Цитируется по изд.: Кондратьев И. Начало времен в фольклоре прибалтийско-финских народов. СПб., 2019, с. 16-17.

Примечания

39. Демкин А., статья Символика лапландского шаманского бубна, www.town812.ru

40. Записал Борениус от карела М.Перттунена в 1877 г. в д. Латваярви (д. Ладвозеро, нынешний Костомукшский район Республики Карелия): Н.А. Лавонен, Карельский фольклор, Карельский научный центр РАН, Петрозаводск, Карелия, 1992, с.70

41. Вероятно, гнилушкой здесь называется нечто, очень давно находящееся в земле и, возможно, светящееся

42. Перевод автора.

Понятие: