Бакухан

Система правления бакухан

Иэясу запустил механизм политической системы, известной современным историкам как система бакухан. Термин бакухан соединяет в себе термины баку- фу и хан, означает «владение даймё» и определяет формы правления, экономики и общества, ключевые для жизни периода Эдо. Непосредственные преемники Иэясу Хидэтада и Иэмицу (второго и третьего сёгунов Токугава) в дальнейшем усовершенствовали систему бакухан, которая должна была сохранить власть Токугава над Японией.

Сёгунат Токугава использовал несколько методов для консолидации своей политической власти и подавления возможных вызовов своей власти со стороны даймё и императорского двора. Чтобы контролировать местных правителей, Иэясу переместил потенциально враждебных даймё в стратегически невыгодные места. Он также конфисковал или урезал другими способами владения некоторых даймё. Чтобы лишний раз обеспечить отсутствие угрозы своей власти со стороны этих даймё, он возлагал на них обязанности по прокладке дорог и другие общественные работы, что подрывало их финансовые возможности, так как даймё должны были предоставлять денежные и другие средства для проектов бакуфу. Такая политика продолжалась и в XVII в. Особенный эффект приносила принятая бакуфу практика назначения родственников и сторонников сёгунов правителями-Эагшёв важные политические и военно-стратегические районы, например, такие как Канто и Кинки. Действуя таким образом, Току-гава смогли оградить себя от влияния и потенциально возможных угроз со стороны так называемых «внешних господ» (тодзама). Похожим образом бакуфу брал под свой контроль такие стратегически и политически важные города, как Киото, Осака и Нагасаки. И если бакуфу контролировал политическое управление страной, существовала еще и система управления владениями (хансэй), контролируемая даймё, чей региональный авторитет мог быть достаточно весомым.

Сёгунат Токугава использовал и другие средства, чтобы заставить всех играть по своим правилам. Заслуживает внимания использовавшаяся сёгунами система чередующегося пребывания (сашин котай) даймё в Эдо. Учрежденная в 1630-х, практика требовала, чтобы даймё сооружали себе резиденции в городе Эдо и появлялись перед сёгуном каждый второй год. Хотя эта система имела в основном церемониальное на-значение, она обладала стратегическим качеством: семьи даймё были вынуждены жить в Эдо постоянно в качестве заложников, явно рекомендуя тем самым даймё сохранять верность сёгунам. Эта система также сдерживала конкурирующих даймё за счет тех огромных расходов, которых требовали попытки удержать за собой два отдельных административных центра (благодаря стоимости ежегодных посещений Эдо).

Помимо даймё бакуфу учитывал опасность со стороны императорской семьи и обитавших в Киото аристократов. Сёгуны Токугава издали кодекс законов, явным образом направленный на ограничение деятельности императорского семейства и аристократов, что заставило последних подчиниться интересам сёгуната. Сёгунат также укрепил четвертое сословие созданной Тоётоми Хидэёси иерархической системы, состоявшей из воинов, земледельцев, ремесленников и торговцев (в порядке убывания значимости). Брак разрешался только между представителями одинаковых социальных групп. Эта система иерархических взаимоотношений испытала влияние конфуцианских идей о взаимоотношениях учителя и ученика.

Жесткая, но установившая мир власть сёгуната Токугава над страной заложила фундамент для развития городов в качестве преуспевающих торговых центров. Богатея, торговый класс создавал новые литературные, художественные и другие культурные ценности, которые соответствовали его чувствам и ценностям. Одновременно этот процесс вызвал трения между воинами и торговцами, так как торговый класс возвышался вопреки более низкому положению в социальной иерархии.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 25-26.

Понятие: