Тень (Юнг. Божественный ребенок)
ТЕНЬ — сумма всех личностных и коллективных психических установок, которые в силу своей несовместимости с сознательно избранным образом жизни не могут быть пережиты и которые объединяются в относительно автономную частичную личность с конкретными бессознательными тенденциями. По отношению к сознанию Тень ведет себя компенсаторно, ее действие в силу этого может оказаться как негативным, так и позитивным. В качестве персонажа сна Тень появляется в виде существа одного пола со сновидцем. Как часть личного бессознательного Тень относится к Я, но как архетип «Сатаны» (Widersacher) она относится к коллективному бессознательному. Осознание Тени представляет собой начальный период аналитической работы. Игнорирование и вытеснение Тени, как и идентификация Я с ней, могут приводить к опасным диссоциациям (рассогласованиям) личности. Так как Тень очень близка миру инстинктов, длительное удержание ее в фокусе внимания недопустимо.
«Фигура Тени персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции». (Из работы «Сознание, бессознательное и индивидуация».)
«Тень... — это та сокрытая в тумане, вытесненная, чаще всего неполноценная и виноватая личность, которая вместе со всеми своими проявлениями простирается вплоть до царства предков-животных и охватывает всю историческую глубину бессознательного... Если до сих пор обычно придерживались мнения, что человеческая Тень является источником всего темного в человеке, то отныне при более глубоком рассмотрении можно обнаружить, что бессознательный человек, или Тень, состоит не только из морально не-приемлемых тенденций, но и обнаруживает в себе целый ряд хороших качеств — нормальные инстинкты, целесообразные реакции, восприятие, соответствующее реальности, творческие импульсы и им подобное». (Из работы «Эон».)
Цитируется по изд.: К.Г. Юнг. Божественный ребенок. М., 1997, с. 396-397.