Софисты V века
С расцветом афинской демократии в V веке вся интеллектуальная деятельность, развернувшаяся в греческих колониях Ионии, Малой Азии и Южной Италии, сосредоточится в Афинах. Люди пытливого ума, ученые и учители, отовсюду стекаются в этот город, принося с собой почти неизвестные афинянам прежде способы мышления, которые те далеко не всегда охотно приемлют. Так, например, Анаксагор 1, выходец из Ионии, был обвинен в безбожии и отправился в изгнание — наглядное свидетельство того, что дух исследования, развившийся в греческих колониях Малой Азии, для афинян был совершенно чужд. Знаменитые «софисты» V века тоже зачастую люди пришлые. Протагор и Продик прибыли в Афины из Ионии, Горгий — из Южной Италии. Духовное движение, которое они представляют, — это одновременно и продолжение традиции, и разрыв с прошлым. Продолжение традиции в той мере, в какой метод аргументации Парменида, Зенона из Элей или Мелисса обнаруживается в софистических парадоксах; продолжение традиции постольку, поскольку софисты стремятся свести воедино все научное, или историческое, знание, накопленное предшествующими мыслителями. Разрыв — во-первых, потому, что они подвергают это знание основательной критике, выражая, каждый по-своему, мысль о столкновении между природой (physis) и человеческими установлениями (nomoi), и, во-вторых, потому, что главная цель их деятельности — давать молодежи образование, обеспечивающее успешное участие в политической жизни. Их система преподавания отвечает вполне определенной потребности. Развитие демократии требует, чтобы граждане, в особенности те, кто добивается власти, в совершенстве владели словом.
До сих пор молодых людей учили доблести, arete, и основным средством воспитания была synousia, т. е. частое пребывание их в кругу взрослых 2, не предусматривающее какого[1]либо специального обучения. Софисты же переходят к воспитанию в искусственной среде, которое станет характерной чертой нашей цивилизации 3. Это профессиональные преподаватели, в первую очередь педагоги, хотя среди них есть и весьма оригинальные мыслители, такие, как Протагор, Горгий, Антифонт. Софисты за плату снабжают своих учеников рецептами, как убеждать слушателей и умело выставлять доводы «за» и «против» (искусство словопрения).
Платон и Аристотель будут упрекать их в том, что они торгуют знаниями, продавая свой товар оптом и розницу 4. Впрочем, они преподают не только технику убедительной речи, но и вообще все, что помогает человеку обрести широту кругозора, которая всегда покоряет аудиторию, или, иными словами, общую культуру: сюда входят как естествоведение, геометрия, астрономия, так и история, обществознание, теория права. Софисты не основывают постоянных школ; они предлагают, за соответствующее вознаграждение, различные учебные курсы, а чтобы привлечь слушателей, делают себе рекламу, выступая с публичными лекциями, демонстрирующими их познания и способности. Услугами этих странствующих учителей пользуются не только Афины, но и другие города.
Таким образом, arete, понимаемая теперь уже как компетентность, позволяющая играть некоторую роль в жизни полиса, может быть предметом обучения, если ученик обладает природными способностями и достаточно прилежен в упражнениях.
Цитируется по изд.: Адо П. Что такое античная философия? М., 1999, с. 27-28.
Примечания
1. О конфликтах между философами и городом см. давнее, но не устаревшее исследование П. Дешарма: P. Decharme. Le critique des traditions religiuses chez les Grecs. Paris, 1904.
2. См. об этом: Платон. Апология Сократа, 19-е.
3. Фрагменты софистов читатель найдет в кн.: Les Presocratiques (см. примеч. 1 на с. 24), р. 981—1178; J.-P. Dumont. Les Sophistes. Fragments et temoignages. Paris, 1969. О софистах см.: G. Romeyer-Dherbey. Les Sophistes. Paris, 1985; J. de Romelly. Les grands sophists dans l’Athenes de Pericles. Paris, 1988; G. Naddaf. L’origine et l‘evolution ... р. 267-338; J.P. Lynch. Aristotle's Scool, р. 38—46; B. Cassin. L’Effet sophistique. Paris, 1995.
4. Платон. Софист, 222 а—224 d; Аристотель. О софистических опровержениях, 165 а 22.