Неоплатонизм
Неоплатонизм — это термин, которым принято обозначать философию Платона, переосмысленную Плотином и последующими платониками. Он несколько сбивает с толку 1, потому что, во-первых, может позволить счесть различие между философскими учениями Платона и Плотина более радикальным, чем на то есть основания, во-вторых, тем, что не склонен учитывать, сколь многим обязан Плотин своим предшественникам, особенно платоникам Древней Академии и платонизму V—I веков до н. э. (сегодня этот период часто называют пред-неоплатонизмом или средним платонизмом), и, наконец, тем, что дает повод предполагать, что вся платоновская традиция после Плотина несет на себе печать его философии, тогда как во многих отношениях его влияние на других платоников было весьма скромным 2.
Как бы то ни было, в дальнейшем мы ограничимся рассмотрением тех философских учений Платона и его последователей, которые со всей определенностью представлялись наиболее значимыми для самого Плотина и знание которых позволит нам поместить его философию в исторический контекст. Мы не станем пытаться устанавливать подлинность источников этих учений или реконструировать системы, от которых до нас дошли только фрагменты; нам также незачем состязаться с apparatus fontium.*
Мы представим только те философские учения, которые находятся в нашем распоряжении в завершенном виде и с которыми был или скорее всего был знаком Плотин. Каркасом для нашего изложения послужат четыре отрывка из «Жизни Плотина» Порфирия. В первом он говорит, что сочинения Плотина содержат учения стоиков и перипатетиков и что в них в сжатом виде присутствует вся «Метафизика» Аристотеля. Во втором Порфирий утверждает, что в школе Плотина читали Севера, Крония, Нумения, которых мы назовем платониками или пифагорейцами, Гая и Аттика, которых мы будем именовать платониками, и перипатетиков Аспасия, Александра (очевидно, Александра Афродисийского) и Адраста 3. В третьем Порфирий цитирует мнение Лонгина о Плотине, согласно которому тот был лучшим толкователем платоновского и пифагорейского учений, превзошедшим Нумения, Крония, Модерата и Трасилла 4. В четвертом он говорит нам, что Плотин часто выступал с опровержением гностицизма 5.
Цитируется по изд.: Кембриджская история поздней греческой и ранней средневековой философии. Под ред. А.Х. Армстронга. СПб., 2021, с. 60-61.
Примечания
* Список источников (лат.). — Примеч. перев.
1. Во всяком случае, это современный термин. Сам Плотин считал себя правоверным платоником (Enn. V 1 [10] 8; VI 2 [43]; VI 3 [44] 5), и на протяжении столетий это притязание никто не оспаривал.
2. Ср.: Ueberweg F., Praechter К. Grundriss der Geschichte der Philosophic. Berlin, 1926. S.601.
3. Vita Plotini 14.
4. Ibid. 20. К несчастью, мы почти ничего не знаем о философских воззрениях Гая, Аспасия и Трасилла (о жизни последнего см.: Cramer F. Н. Astrology in Roman Law and Politics. Philadelphia, 1954. P. 92—108).
5. Ibid. 16 (о Плотине и гностицизме см. ниже, раздел III, гл. 12, с. 269—271; гл. 15, с. 311—312).