Сикхизм: секты (Гусева, 1967)
Прежде чем говорить о возникновении в сикхизме различных сект и об их деятельности, необходимо сказать несколько слов о самом сикхизме.
О сикхизме в целом писали и пишут многие советские специалисты — И. М. Рейснер, Н. И. Семенова, Н. М. Гольдберг и другие исследователи. Поэтому здесь автору остается только вкратце напомнить читателю, что собой представляло и представляет это религиозно-общественное движение в Индии.
Сикхизм возник в XV веке в Панджабе как местная своеобразная форма распространявшегося по всей Индии антифеодального и анти-кастового движения. Идеологической основой этого движения было религиозное учение, бхакти. Зародившись в городах, в среде мелких торговцев и ремесленников, сикхизм быстро распространился в Панджабе и вскоре оформился в массовое движение крестьян, в котором широкое участие принимали ремесленники сел и городов.
Сикхскую общину возглавляли «гуру»— «учителя», «наставники». Их всего было 10. Каждый из них назначал своего воспреемника. Первым был гуру Нанак, а последним — гуру Гобинд Сингх. Со времени его смерти в 1708 году институт гуру прекратил свое существование, и община возглавлялась советом старейшин. Гуру Гобинд Сингх превратил общину в военную организацию, известную под названием хальсы.
Известный демократизм сикхской общины сохранялся до тех пор, пока не выделилась сикхская воинско-землевладельческая верхушка, которая захватила руководство общиной. Сикхи вели непрерывную борьбу с армиями захватчиков, вторгавшимися в Индию — и прежде всего в Панджаб — с запада (из Ирана и главным образом из Афганистана), а также с делийскими правителями — Великими Моголами. В этой борьбе выковалась идея панджабского национализма.
В XIX веке сложилось панджабское государство, возглавляемое сикхским полководцем Ранджит Сингхом, но оно просуществовало недолго и в 1849 г., после многих кровопролитных боев, было захвачено английскими колонизаторами.
До раздела Индии в 1947 г. сикхи селились по всему Панджабу. После раздела они в подавляющем своем большинстве уехали из тех областей, которые отошли к Пакистану, и живут сейчас в штате Панджаб в Индии. Много сикхов живет в Дели и в крупных городах Северной Индии. Сикхские колонии есть и в городах Южной Индии.
[50]
Сикхи и в наши дни являются массовой и сплоченной общиной. В Панджабе их численность достигает 7 млн. (около 34% населения штата, по данным переписи 1961 г.). В 1966 г. этот штат был разделся на два: Панджаб и Хариану. Подавляющее большинство сикхов сосредоточено в новом штате Панджаб.
В Панджабе основную массу сикхов составляют крестьяне, в других местах сикхи занимаются разными техническими работами, являются, в частности, шоферами такси и грузового автотранспорта. Многие сикхи служат в армии и полиции. Значительное число сикхов занято е торговле и предпринимательской деятельности.
В истории политических, общественных и религиозных движений, особенно в истории зарождения этих движений, немалую роль играет та этническая среда, в которой эти движения начинают развиваться. Нельзя утверждать, что зарождение всех без исключения исторических движений можно связать с какой-либо определенной этнической группой — по крайней мере не всегда историческая наука находит тому достаточно веские подтверждения, но это не исключает того, что целый ряд таких движений можно прямо и непосредственно связывать с породившей их этнической средой.
Особенно плодотворной почвой для таких наблюдений является население Индии, в котором в силу исторической консервации многих общественных институтов, в первую очередь кастового строя, сохранились до нашего времени следы давних социальных процессов.
И внутри каст и в межкастовых отношениях можно выявить реликты (которые подчас носят крайне живой характер) этнических связей, существовавших много столетий тому назад, но активно не осознаваемых сейчас ни самими членами касты, ни теми, кто соприкасается с ними в повседневной жизни.
Может ли каста в современной Индии считаться этнической средой? И если да, то каждая ли каста?
Безусловно, не каждая каста, так как не каждая каста возникла на основе того или иного этнического образования. Но происхождение многих каст, а равно и групп родственных каст очень часто можно проследить до определенной этнической основы.
Автор полагает, что такие касты и сейчас следует считать этнической средой, если сравнительно отчетливо видно, что сложились они на основе племени или даже родовой группы; если же касты являются чисто профессиональными объединениями в составе крупного этнического массива, в этом случае нет оснований говорить о них как об этнических группах.
В средневековой Индии во многих кастах можно было еще ясно видеть черты их племенного происхождения, которые к нашему времени этими кастами уже утрачены. Судя по источникам, в древнеиндийском обществе эти черты проявлялись обычно еще более четко. Именно тогда процесс превращения племени в касту и слияния этой касты с одним из четырех сословий (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) был наиболее интенсивным.
Таким образом, следует считать, что этнический характер касты является категорией исторической и может быть утрачен в процессе развития данного народа. Интенсивность исторического развития народа и интенсивность ассимиляционных процессов являются решающими факторами, обусловливающими утрату кастой ее этнического характера.
О том, что капиталистические отношения размывают, подрывают и нивелируют касты, писали многие исследователи — нет необходимо-
[51]
сти возвращаться к этому здесь. Но пока еще в Индии можно найти даже в составе крупных и капиталистически развитых народов такие касты, которые сохраняют и по сей день характерные этнические признаки.
Очень важным признаком такого рода является сохранение в данной кастовой среде религиозных или религиозно-сектантских учений, возникших некогда на этнической почве, породившей данную касту. Часто такие учения возникали в ту эпоху, когда племя или род еще не превратились в касту (или группу каст) и когда шла борьба между ними и подавляющими их этническую самобытность завоевателями.
Но и позже, когда социальные движения возникали в недрах уже сложившейся народности, авторами, если можно так выразиться, и первыми пропагандистами новых идеологических течений являлись, как правило, члены тех каст (в составе того или иного сословия данной народности), которые осознавали себя этнически едиными, которые были носителями традиций этнической общности 1.
Одним из примеров, подтверждающих такую точку зрения, является, история сикхизма, а также возникновение различных сект внутри сикхской общины.
Как известно, движение сикхизма развилось в XV—XVII веках в Панджабе, население которого представляло собой в это время пеструю смесь народностей, стоявших на различных ступенях общественно-исторического развития и говоривших на разных языках и диалектах этих языков 2.
Значительную по численности и исторически значимую группу населения Панджаба составляли и составляют джаты. В науке по традиции описывают их как группу земледельческих каст — крестьянское сословие Панджаба и прилегающих к этому штату областей Уттар Прадеша и Раджастхана (в этом случае этническая принадлежность этих каст исследователями не выявляется) — или как народность, являющуюся ядром панджабской нации. На последней точке зрения стоят советские этнографы 3. Джаты безусловно являются носителями явных черт этнической общности.
Согласно распространенной (с середины XIX века) в науке точке зрения, они появились в Индии в период скифских вторжений и, по-видимому, были одной из групп скифских (сакских) племен. Эта точка зрения представляется убедительной, так как пока нет доказательств того, что скифы не были народом, имевшим общее с арийцами происхождение, а арийское происхождение джатов признают все исследователи 4.
По всей видимости, группы скифов, появившиеся в Индии на рубеже н. э., были последним звеном из числа тех кочевых и полукочевых народов, которые, начиная с эпохи древних арийцев, вели скотоводческое, а иногда и полуоседлое земледельческое хозяйство в об
________
1. Так, по мнению автора, в древнем Бихаре возникли антибрахманские движения буддизма и джайнизма. (См. «Народы Южной Азии», М., 1963, стр. 284).
2. Эти народности появились в Панджабе в разные исторические эпохи: некоторые жили на этой территории со времен цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, некоторые появились в эпоху нашествий арийцев, некоторые в период персидских, греческих или скифских вторжений и, наконец, некоторые после VI—VII вв. н. э. как носители ислама.
3. М. К. Кудрявцев, Население Панджаба, — в кн.: «Народы Южной Азии», стр. 318; «Роль джатов в этнической истории Панджаба», М., 1964 (VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук).
4. Это признает и индийский исследователь К- Канунго (К. R. Qanungo, History of the Jats, Calcutta, 1925), но он приводит джатов в Панджаб из Раджастхана, с чем не согласны.
[52]
ширной области Причерноморской и Прикаспийской низменностей, в южном Приаралье и в Средней Азии.
С племенами арийцев скифов связывала, как ясно из примера джатов, близость языка. По всей вероятности, имела значение и близость религиозного мировоззрения (действительно, в источниках не встречается, насколько нам известно, указаний на то, что в Индии джаты были носителями каких-то иных форм религии, кроме тех, которые основаны на Ведах).
Видимо, у скифов сохранялись еще те древние формы ведической религии, которые задолго до их появления в Индии были принесены сюда первыми группами арийцев, но успели уже претерпеть здесь серьезнейшие изменения, скрещиваясь с местными, доарийскими культами.
Трудно, почти невозможно судить о том, в какой мере сохранилась ведическая религия у скифских племен к моменту их появления в Индии.
Можно только предположительно реконструировать общий характер их религии, судя по тем ее элементам и по той ее дальнейшей судьбе, которые нам известны со времен средневековья.
Джатское общество той эпохи, по-видимому, не имело религиозных установлений, канонизирующих касты. Исходя из того, что нам известно о ранних этапах истории джатов в Индии, затем о периоде сикхизма и даже о джатах настоящего времени, мы (принимая гипотезу «скифы-джаты») можем утверждать, что кастовое деление и кастовые ограничения не были свойственны внутренней структуре их общества в древности. Против этого института джаты, может быть, боролись, или, вернее, не принимали его и сопротивлялись ему и в начале нашей эры (чем, возможно, частично обусловлено то, что буддизм так быстро стал главенствующей религией в империи Кушанов) и в течение раннего средневековья, когда многие джаты или охотно принимали ислам, или, оставаясь в рамках индусской общины, не считались со многими ее религиозными предписаниями и обрядами 5.
Изучая историю возникновения сикхизма, можно увидеть предпосылки его появления, существовавшие еще в досикхском обществе джатов, т. е. антибрахманские настроения, антикастовые тенденции, отрицание сложных, схоластически бессмысленных ритуалов, которые появились в индуизме в послеведическии период в Индии 6.
__________
5. Все сказанное не означает, что в среде джатов не было каст, — в условиях индусского общества касты рано или поздно возникали в любой среде, — но для джатов характерно отсутствие резких кастовых различий внутри их общества, мягкость кастовых ограничений и запретов, а главное — активный протест против кастового: неравенства. В Панджабе существовал и институт неприкасаемости, но в число каст» неприкасаемых входили только группы, образовавшиеся из до-джатского племенного, населения. До нашего времени джатское население старается не заключать браков с членами каст неприкасаемых (как правило, члены этих каст отличаются более темным цветом кожи).
6. Такой индуизм развился здесь главным образом в восточных районах на почве смешения исконных ведических культов, которые в целом отличались демократичностью и простотой, с местными культами множества племен и народностей. Это смешение придало индуизму характер сложнейшей системы, в которой сочетались религия с философией и обычное право с официальным законодательством. Эта религиозная система узаконила кастовые ограничения и закрепила общественное неравенство людей, возведя его в религиозную догму и поставив брахманов-жрецов и кшатриев-воинов во главе всего общества в целом.
Известно, что джаты не только не признавали главенства брахманов и кшатриев, но и относились к ним с демонстративным презрением, считая, что брахманы могут быть почти приравнены к нищим, поскольку религиозный долг повелевает им жить за счет подаяния, а кшатрии являются простыми наемниками, ищущими войны ради наживы.
[53]
Вероятно, большую роль в религии джатов продолжала играть та вера в силу святого слова, в силу молитвенной формулы, которая в ведические времена была сильнее веры в мощь самого божества. Не почитание идолов, не поклонение изображению божества, а непосредственное обращение к нему через слово — вот, что характерно для ведических культов. Более того, магическая сила приписывалась не только самому слову, не только молитвенной формуле, но и тому, как, на какой мотив эта формула пелась, т. е. люди верили и в магию звука, мелодии. Отсюда и появление «Самаведы» — Веды мотивов, Веды мелодий. Этих мотивов следовало придерживаться при чтении гимнов других Вед, главное «Ригведы» 7.
Поэтому автор полагает, что не случайно и не вдруг главным в учении сикхских гуру стала вера в слово, в его магическую силу.
Первый гуру сикхов — Нанак (1469—1539), или, как его обычно теперь зовут, гуру Нанак-део, т. е. «учитель Нанак-бог», призвал своих последователей-сикхов отвергнуть брахманские предписания почитать идолов и приносить им жертвы, брахманский обычай возлияния воды в сторону восходящего солнца 8 и почти все остальные брахманские ритуальные церемонии.
Нанак призвал почитать слово и почитать бога через слово. Он учил, что пение гимнов является одной из основных форм почитания бога. При Нанаке сикхи обязательно собирались все вместе в предутренние часы и пели гимны до рассвета (этот обычай широко распространен и в современной сикхской общине) 9.
Сикхизм уже в период становления сблизился с исламом, учение о-равенстве в котором имело больше общего с начальной ведической религией, чем индуизм, развившийся на ее основе. Сикхизм в процессе своего формирования скорее мог найти опору в аналогичных представлениях в исламе, чем в очень уже удаленных от своих исходных формул индуистских представлениях.
Видимо, именно поэтому Нанак проводил много времени в беседах с суфиями (в XV веке в Северной Индии было 12 суфийских орденов), посещая известные в то время в Индии центры суфиза — главным образом панджабские города Мультан и Пак Паттан.
В Панджабе в это время индусы и мусульмане (в особенности — новообращенные) были почти неразличимы. Обращались в ислам в основном члены «низких» каст, и за их права начал бороться Нанак, провозгласив, что в Ведах ничего не сказано о предопределенном неравенстве людей. Нанак не только звал неприкасаемых как равных на свои беседы и моленья, но и основал обычай совместных трапез в так называемом лангаре (кухне-трапезной), известной и ныне под названием «гуру ка лангар», т. е. «трапезная гуру». Совместная трапеза была очень действенным актом протеста против основного запрета межкастового общения — запрета принятия пищи в обществе членов более «низких каст».
________
7. Настолько важным считалось правильное музыкальное исполнение гимнов, что целые школы жрецов спорили в течение столетий о том, на каком именно слоге следует повышать или понижать голос, какого распева придерживаться для той или иной строки гимна или даже для части этой строки.
8. Этот обычай является очень важной составной частью индуистского ритуала и символически означает подачу воды душам усопших предков.
9. Написанные Нанаком утренние молитвы, известные под общим названием «Джапджи», являются основополагающими в сикхской религии. (Кроме этих гимнов он создал еще и другие, и все вместе они составляют около Чъ сикхского священного писания — «Гуру Грантх-сахаба»). Во многих строфах «Джапджи» восхваляется слово как начало начал и имя бога — как основная творческая сила.
[54]
Предоставив право «низшим» слушать молитвы, Нанак также перечеркнул одно из основных предписаний индуизма — строжайший запрет шудрам слушать чтение священных гимнов или изучать их.
Таким образом, демократический характер сикхизма выразил основы внутреннего уклада жизни джатов, сохранивших в своем мировоззрении ряд основных моментов, характерных для того уклада, который отражен и в Ведах 10.
В процессе дальнейшего развития сикхизма совершенствовался и принимал все более конкретные формы характер единения всех членов общины. Развивались взгляды гуру Нанака, что бог — это идея, что воплотить его в форме идолов невозможно, а значит, и поклоняться идолам бессмысленно и что служением богу должна являться сама жизнь человека, составными элементами которой должны быть активное участие в человеческой деятельности, доброе отношение к другим людям и ко всему живому, размышление о боге, пение молитв и слушание «Грантх-сахаба».
Джаты были в основной своей массе земледельцами, в меньшей части — ремесленниками и скотоводами. Члены общины вели трудовой активный образ жизни, и их новая религия находилась в полном соответствии с их жизненным укладом. Они не признавали отшельничества и созерцательного, бездеятельного существования.
Второй сикхский гуру, Ангад, ввел в практику утренних молений сикхов обязательные гимнастические упражнения, шестой гуру, Харгобинд, начал военизировать общину, а десятый и последний, Гобинд Сингх, создал хальсу — сикхскую армию. На этом последнем этапе, как и в течение всей последующей воинской истории сикхов, их равенство сыграло огромную роль и обусловило многие их успехи и победы.
В составе джатов было много племен и родовых групп. Эти племена и группы в процессе своего исторического и хозяйственного развития приобрели определенную профессиональную специализацию, превращаясь в касты или в близкие им профессиональные группы.
Основными кастами джатов, известными нам из истории сикхизма, являются гилл, сидху, гаревал, сандху, диллон, секхон, ман, вирк, хир, бал, бхуттар, аулак, дхаривал, пуннан, мангат, сара, бхасин, чхал, рандхава, канг.
Подавляющее большинство членов всех этих каст приняло сикхизм, составив основное ядро сикхской общины.
Кроме того, сикхами стали и члены других панджабских земледельческих каст, по происхождению не являющиеся джатами, такие, как ламбана, камбо, санси, махтам, а также и неприкасаемые — мазхаби, рангхрета и рамдасиа, но все они составили не больше 20% общины.
Территориальным ядром сикхизма, его колыбелью и главным очагом распространения стало междуречье рек Рави и Сатледж-Беас, т. е.
________
10. Известно, что в других областях Индии, в среде других народов, в средневековый период тоже возникали движения, направленные против кастового строя, против кастовых запретов и ограничений, против засилья «высших» каст. Они стали неотъемлемой частью движения бхакти — любви к единому богу, любящему своих почитателей так же сильно, как они любят его. В бхакти (кстати, тоже зародившемся в неарийской этнической среде, на дравидоязычном юге Индии) считалось, что все равны в своей любви к богу — и «высшие» и «низшие». Но этому движению не удалось преодолеть кастовые барьеры и на деле брахманы и другие члены «высших» каст не смешивались с членами «низших» и не преступали ограничительных предписаний.
От всех демократических идей этого движения остался только один след — разрешение членам всех без исключения каст один раз в неделю свободно входить во все храмы и не платить за пуджу (т. е. чтение молитв, принесение богам жертвы в виде цветов, плодов и сладостей, возжигание светильников и т. п.).
[55]
центральная часть Панджаба, населенная главным образом джатами-земледельцами. Но движение возникло в среде городских ремесленных каст, и многие касты деревенских ремесленников тоже примкнули к движению. Когда сикхизм стал знаменем массовых антифеодальных выступлений, движение охватило и скотоводческие касты и племена, а также довольно значительные группы мусульманского населения Панджаба 11, которые некоторое время выступали вместе с сикхами.В период образования сикхских мисалей, или мислей (воинских объединений, созданных в 1748 г., которых в составе сикхской армии по одним источникам было 11 12, а по другим— 12 13) , отдельные касты или группы каст влились в эти мисали. Обычно основу мисаля составляла какая-нибудь одна крупная каста, членами которой были чаще всего и руководители мисаля. Подавляющее большинство мисалей было создано на основе каст джатов-земледельцев, они играли ведущую роль в жизни сикхской армии «даль-хальсы». Но вместе с тем одним из крупных был, например, мисаль Рамгархиа, возглавляемый членами касты плотников-тхока. В этот мисаль входили и другие касты ремесленников, а также касты скотоводов, селившихся в северных районах Панджаба. Одна из основных каст мисаля известна под тем же именем, что и сам мисаль, — рамгархиа (о ней см. раздел «Намдхари»).
Объединенные действия сикхских мисалей кончились довольно быстро, и каждый из них вновь начал действовать на свой страх и риск, объединяясь с другими в зависимости от сложившейся обстановки.
В сикхизме неоднократно возникали различные секты. Некоторые из них, будучи связаны с теми или иными конфликтами между руководителями разных групп сикхов, руководителями мисалей или их наследниками, распадались сравнительно быстро и не играли существенной исторической роли. Так, в период разгрома сикхской хальсы могольской армией и после казни в 1716 году вождя сикхов Банды-бахадура (который возглавил крестьянскую революцию после смерти последнего, десятого гуру Гобинд Сингха) начали возникать разные сектантские течения: бандаи (стремившиеся обожествить Банду-бахадура), тат хальса (возражавшие против этого), гуляб раиа (считавшие, что двоюродный брат гуру Гобинд Сингха, Гуляб Раи, был истинным вождем и создателем сикхизма) и целый ряд других 14. Некоторые секты возникали и раньше, начиная со времени зарождения самого сикхизма.
Но в истории сикхизма большинство из этих сект не оставило заметного следа. До наших дней сохранились только ниханги, намдхари, ниранкари, удаси, хандалиа, мина, нирмала и сева-пантхи.
_________
11. Стать сикхом еще не значило стать воином хальсы, т. е. «кеадхари-сикхом» («нестриженым сикхом»). Ядром хальсы стали джаты, тогда как городские жители — в основном члены касты кхатри (это название в Панджабе охватывает и подкасты воинов-кшатриев и подкасты вайшьев-торговцев и ремесленников) — стали главным образом «сикхами-сахадждхари», т. е. не посвященными в хальсу и не обязательно имевшими длинные волосы.
12. Khushwant Singh, A history of the Sikhs, Princeton, 1963, p. 132.
13. Henry T. Princep. Origin of the Sikh power in the Punjab, Calcutta, 1834 pp. 29—32.
14. Khushwant Singh, A history of the Sikhs, p. 122.
[56]
Н.Р. Гусева. О сектах в сикхизме. О специфике национального состава населения Западной Бенгалии [фрагмент]. // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Выпуск V. Под общ. ред. В.В, Струве и Д.А. Олдерогге. Индия - страна и народ. М., 1967, с. 50-56.