Пуруша (Ильичёв, 1983)

ПУРУША (санскрит, буквально— человек, мужчина), понятие древнеиндийской мысли, обозначающее первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, «Я», сознание. Уже в «Ригведе» (X 90) первочеловек Пуруша, из частей тела которого образуется Вселенная, характеризуется многочисленностью, или многосоставностью (он тысяче-глаз, тысяченог, тысячеглав), огромностью размеров, вездесущностью и т. п. Пуруша приносится в жертву богам путём его расчленения на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космические организации; Пуруша предстаёт тем самым как образ перехода от единой целостности к множественной расчленённости, нейтрализующий противопоставление единого и многого; он становится важным элементом универсальной классификации и вступает в длинные ряды отождествлений (Пуруша — год, время, жизнь, брахман и т. п.). В упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий всё живое (в этом аспекте иногда отождествляется с атманом).

Учение о Пуруше получило особое развитие в санкхье, где Пуруша понимается как «Я», отличное от физических и психических начал (т. е. от тела, ума и чувств), как чистое сознание наряду с пракрити-материей, соединение которой с Пурушей открывает начало эволюции.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Brown W. N., The sources and nature of Purusa in the Purusasukta (Rigveda 10, 91), «Journal of American Oriental Society», 1931, v. 51, № 2; Mus P., Ou finit Purusa?, в кн.: Melanges d'indianisme. A la memoire de Louis Renou, P., 1968, p. 539—63; см. также лит. к ст. Санкхья.

Понятие: