Талмуд (Беленький, 1970)
Талмуд представляет собой многотомный сборник еврейских догматических, правовых, религиозно-философских, моральных и бытовых предписаний, сложившихся в течение многих веков, с IV века до н. э. по IV век н. э. Структурными элементами Талмуда являются Мишна и Гемара. Мишна — это обширный комментарий к Ветхому завету *. Гемара — это собрание толкований к трактатам Мишны.
Мишна разделена на 63 трактата, расположенных по шести отделам. Первый отдел, Зераим (Посевы), состоит из 11 трактатов (Берахбт, Халла и др.) и касается установлений и молитв, имеющих отношение главным образом к земледелию. Второй отдел, Моэд (Праздники), содержит 12 трактатов (Шаббат, Рош-хашана и др.), которые регламентируют поведение верующих в дни религиозных праздников. Третий отдел, Нашим (Жены), в семи трактатах (Гиттин, Сота и др.) излагает бракоразводное и семейное право. Десять трактатов четвертого отдела, Незикин (Повреждения), посвящены вопросам гражданского и уголовного права (Баба-кама, Баба-батра). Пятый отдел, Кодашйм (Культовые повеления), включает 11 трактатов (Менахот, Бекарот и др.) о жертвоприношениях. Шестой отдел, Тохорбт (Очищения), содержит 12 трактатов, посвященных вопросам ритуальной чистоты.
Ввиду того что комментирование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, различают две редакции Гемары — палестинскую и вавилонскую. Отсюда принято называть Талмуд палестинский (Талмуд Иерушалми) и вавилонский (Талмуд Бавли).
Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению изустно. Поэтому в отличие от Библии, которая называлась писаным законом, Талмуд назывался устным законом. Письменное оформление огромного накопившегося талмудического материала началось в III веке н. э. и закончилось в V веке.
В основе талмудического религиозного творчества была Библия, в особенности первая ее часть — Пятикнижие, или Моисеев закон, или Тора. Главная задача, которую ставили перед собой талмудисты, заключалась в сохранении и закреплении библейского вероучения, в приспособлении и применении его к изменившимся условиям жизни. Приспосабливая Библию к историческим обстоятельствам, талмудисты разработали множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейских народных масс. Талмуд законсервировал иудейскую религию. Его догматика и в настоящее время является основой иудаизма.
Вавилонская башня талмудической архитектуры состоит из искусственно соединенных различных по форме и содержанию элементов. Здесь и утомительные дискуссии иудейского духовенства о культе, и богословские запутанные рассуждения о догматике, и поучения по морали, и религиозные предписания, законы, касающиеся судопроизводства уголовных и гражданских дел, а также элементарные сведения по медицине, математике и географии, притчи и пословицы, сказки и легенды, мифы и басни и т. п.
Талмуд сохранил некоторые попытки текстуальной критики «священного писания», а также сведения исторического характера: о возникновении религиозных партий и группировок в Иудее, о трансформации религиозных представлений древних евреев со времени завершения Ветхого завета (II век до н. э.) и до появления первых книг Нового завета (I век н. э.). Для науки исторические и рациональные элементы Талмуда имеют большую ценность. Однако при научном анализе разнообразного материала, скомпонованного в Талмуде, необходимо иметь з виду, что своим происхождением он обязан многим лицам, жившим в разное время, в разных странах и находившимся под разным влиянием. И еще одно важно учесть: Талмуд, при отсутствии в нем какой бы то ни было стройности и последовательности, отстаивает религиозную концепцию мира и человека, пронизан идеей о божественном провидении, о боге-пелеполагателе, который зорко следит эа порядком природы и поведением человека и «в конце дней» сниспошлет с неба на землю помазанника своего (мессию) для свершения суда над миром и всеми людьми. Чтобы понять классовую сущность идей и образов Талмуда, необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с социально-экономическими условиями и идейно-политическими предпосылками, при которых он возник.
Первые законоположения Талмуда восходят к тому периоду, когда Иудея была включена в империю Александра Македонского (332 г. до н. э.) и эллинизм своими философскими школами, стадионами, театрами и гимнасиями вторгся в замкнутый и обособленный мир древних евреев, идеологическим выражением которого была религия библейского бога Яхве. Рассмотрим вкратце основные черты, характеризующие эту религию, так как они лежат в основе системы взглядов Талмуда.
Цитируется по изд.: Беленький М.С. Что такое талмуд? Очерки истории мировоззрения талмуда и современный иудаизм. М., 1970, с. 7-10.
Примечания
Ветхий завет — часть Библии, состоящая из 39 произведений, расположенных по трем отделам: 1 — Пятикнижие — пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; 2 — Пророки, куда входят книги: Иисуса Навина, Судей, I и II книги Самуила, I и II книги Царей, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Осин, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захария и Малахии; 3 —Писания, которые со-держат книги: Псалтирь, Притчи Соломоновы, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст (Когелет), Эсфирь, Даниил, Ездра, Неемия, I и II книги Хроник.