Сэнгоку (Стрельникова, 2021)

После смуты годов Онин был сожжен дотла Киото, многие столичные аристократы, священнослужители, мастера искусств стали перебираться в провинциальные городские центры, где им оказывали покровительство сэнгоку даймё. Таким образом, ускорилось распространение элитарной столичной культуры на периферии. Главные города уделов превращались в важные культурные центры. Правитель шести провинций Юго-Западной Японии Оути Масахиро вел активное строительство в Ямагути, столице своего обширного княжества. Он покровительствовал замечательным мастерам — поэту Соги (1421—1502), живописцу Сэссю (1420-1506) и др. В Восточной Японии школа Асикага (Асикага гакко) по-прежнему была важным центром просвещения и крупнейшим образовательным учреждением страны, находившимся под патронажем дома Гоходзё.

Многие сэнгоку даймё увлекались чтением китайских классических сочинений, в особенности военных трактатов, высоко ценили японские литературные шедевры. В Сумпу, главном замке дома Имагава, ежемесячно устраивались поэтические собрания. Хатакэяма Ёсифуса (1491— 1545), даймё земли Ното, за баснословную сумму в 20 тыс. медных монет купил у придворного аристократа Сандзёниси Санэтака (1455—1537) рукопись «Гэндзи моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»). Сандзёниси был буквально завален просьбами провинциальных воинов о копировании книг. Киккава Мотохару во время войны против клана Амаго переписал все 40 свитков «Тайхэйки». Раскопки Итидзёдани, столицы княжества Асакура, начавшиеся в 1967 г., показали колоссальное влияние культурных традиций Киото на архитектуру храмов и планировку садов, внутреннее убранство усадеб, найденные там предметы домашнего обихода, утварь и т.д.

Японская культура в XVI в. испытала воздействие западной: в Японию стали поступать европейские медикаменты, предметы домашнего обихода и роскоши. Японцы получили представление об основах европейских наук. В 1582 г. христианские даймё острова Кюсю направили в Европу посольство из японских мальчиков, которое в 1585 г. было принято папой римским Григорием XIII (1501—1585).

В литературе сохраняли популярность воинские повести, главы военных домов составляли для своих родичей и вассалов наставления (какун), в которых могли содержаться политические рекомендации, определялись моральные принципы, нормы повседневного поведения. Расцвет переживала поэзия сцепленных песен (рэнга), среди ее мастеров прославились Соги и Сатомура Дзёха (1525-1602), Сокан (7—1540) и Аракида Моритакэ (1473-1549). Свою классическую форму обрела чайная церемония (тяною), основополагающие каноны которой были установлены Сэн-но Рикю (1522-1591).

В изобразительном искусстве намечается некоторый отход от религиозных мотивов и обращение к человеку. К числу ведущих художественных школ принадлежали Кано, Ункоку, Хасэгава.

Сёгун Асикага Ёсимаса в 1483 г. поселился в новой усадьбе в Хигасияма в Киото, частью которой был Гинкакудзи («Серебряный па-вильон»); в его архитектуре сочетались черты дворцового стиля син-дэн с элементами стиля сёин дзукури. Сёин дзукури стал отправной точкой для создания организации внутреннего пространства японского дома.

В эпоху «воюющих провинций» происходит повсеместное совершенствование крепостных сооружений, строительство мощных каменных замков, часть которых возводилась с учетом правил европейской фортификации.

Цитируется по изд.: История Японии. Под ред. Д.В. Стрельцова. М., 2021, с. 174-175.

Понятие: