Бюрократия при Сельджукидах
В начале своего пребывания в Сирии тюрки, подобно арабам и монголам 72, не меняли сложившейся системы управления, не имея для этого ни желания, ни возможности. Позже вместе с Малик-шахом прибыл иранский штат чиновников, однако судьба их после гибели султана неизвестна, за исключением фамилии Бану Бади, игравшей в XII веке большую роль в управлении Халебом 73.
__________
72. Saunders J. J. Le nomade comme batisseur d'Empire: conquete arabe et conquete mongole; см. также: Росляков А. А. К вопросу о государственной организации у туркмен в средние века.
73. Cahen Сл. La premiere penetration turque, с. 67.
[64]
Местные органы управления Малик-шах ставил под контроль назначенных им лиц из местного населения, что видно по их арабским именам, тогда как своими наместниками делал исключительно тюрок. Так, он направил в Антиохию своего приближенного Ягысьяна «командовать войском» (вероятно, в качестве валия или наиба), а некоего Хасана — в диван, т. е. явно в финансовое ведомство, существовавшее и до Сельджуков 74. В Халебе Малик-шах аналогичным образом назначил наместником своего мамлюка Касима ад-Даула Ак-Сункура, а сбор налогов отдал в ведение Тадж ар-Руаса, т. е., видимо, оставил прежнего чиновника (раиса) 75.
Положение в Сирии, окраине огромного сельджукского государства, отличалось от положения центральных его областей, где при Малик-шахе и Низам ал-Мульке возникли административные органы, имевшие в своей основе аббасидскую структуру 76. Тем не менее собственный административный аппарат у Сельджукидов к началу XII века, вероятно, уже имелся: Камал ад-дин под 507 г. х. (1113/14) упоминает писцов Ридвана («кут-таб») 77. Возможно, именно при нем появилось ведомство по распределению земельных пожалований. И сделался Шамс ал-Хавасс предводителем аскар Халеба и управляющим икта джунда 78, говорится у Камал ад-дина под 1115/16 г.
Лишь в середине XII века, при Hyp ад-дине, мы находим развитой аппарат центрального управления. Существовали следующие основные ведомства (диваны):
1. Диван ал-ал а во главе с везиром; остальные диваны были ему подчинены.
2. Диван ал-истифа во главе с мустауфи, определявший ставки налогов.
3. Диван ал-инша — главная канцелярия; ее глава иногда назывался туграи.
4. Диван ал-ишраф (или ал-муамалат) во главе с мушрифом, ведал сбором налогов.
5. Диван хараджа.
6. Диван ал-джейш — военный, состоявший из дивана ар-ра-тиб, ведавшего численностью войска и его снаряжением, и дивана ал-икта, ведавшего раздачами жалованья и икта.
7. Диван ал-хасс, или байт ал-мал ал-хасс—ведомство земель, принадлежавших членам династии.
8. Диван вакфов 79.
_________
74. Камал ад-дин II, с. 101.
75. Там же, с. 102.
76. «И при нем (Низам ал-Мульке.— Л. С.) появилось сословие превосходных катибов. Они получали должности и жалованье. И не переставали улемы и выдающиеся люди приходить в его канцелярию. А он вникал в положение каждого из них... кто был достоин, и вознаграждал их»,— пишет Бундари (с. 57).
77. Камал ад-дин II, с. 164.
78. Там же, с. 174.
79. Elisseeff N. Nur ad-din. Vol. Ill, с. 722, 806 и сл.
[65]
По существу, такие ведомства имелись и в других странах, входивших в состав государства; все они представляли собой «сколок с дивана Великих Сельджуков» 80. Ибн ал-Асир пишет, что диван Имад ад-дина Зенги можно было сравнить с сельджукидским (багдадским) по богатству его ресурсов, многочисленности чиновников, скорому решению дел; и после смерти Зенги ничто не изменилось 81. Однако определить более или менее точно функции каждого из диванов, связанных с финансами, не представляется возможным 82. Что касается дивана вакфов, то остается неизвестным, каким образом через него осуществлялось управление вакфами. В какой-то степени поступления с вакфов контролировались, видимо, самим султаном 83.
При Зенгидах имелась еще служба почты и информации — диван ал-барид, восходящий к почтовой системе Ахеменидов. Однако в XII веке военные действия мешали его регулярному функционированию 84. При первых сельджукидских султанах институт осведомителей (сахиб ал-барид), связанный с этим диваном, отсутствовал, но при Зенгидах существовал, и Аййубиды явно унаследовали от них широкую сеть своих сирийских осведомителей 85.
Что же касается везиров, возглавлявших всю администрацию, то в начале правления Сельджукидов, при неграмотных султанах, они играли очень большую роль, о чем говорит прежде всего пример знаменитого Низам ал-Мулька (1018—1092), везира Алп Арслана и Малик-шаха (у которого он также был и атабеком) 86. Везиров имели не только султаны и члены их семей, но и влиятельные эмиры. Везиры никогда не были тюрками. Камал ад-дин упоминает везира при тюркском эмире Сулаймане ибн Кутулмыше, по имени Абу Тахир и Абу-л-Фадля,
__________
80. Гордлевский Вл. Государство Сельджукидов Малой Азии, с. 137; ср.: Буниятов 3. М. Государство атабеков Азербайджана (1136—1225), с. 172— 187. Функции дивана ал-ишраф в Азербайджане, как видно, выполнял диван ал-истифа.
81. Ибн ал-Асир. Атабеки, с. 149, 167.
82. «По правде говоря, финансовая организация различных мусульманских государств до сих пор не была объектом систематического исследования»,— отмечал Н. Елисеев, объясняя такое положение дел тем, что сведения хроник о финансах малочисленны и бессвязны (Elissieff N. Nur ad-dia Vol. Ill, с. 792).
83. Абу Шама сообщает, что Hyp ад-дин приказал мутаваллию вакфов перечислить ему по каждой местности поступления (дариба) с вакфов мечетей,, больниц и пр. (I, с. 17). Доход от вакфов, учрежденных самим Hyp ад-ди-ном, в 1211/12 г. составлял 9 тыс. тирских (т. е. выпущенных монетным двором Тира) динаров ежемесячно (I, с. 10).
84. Это обстоятельство побудило Hyp ад-дина создать официальную систему голубиной почты с башнями и станциями. При монголах она исчезла, но возродилась при Мамлюках и просуществовала до XV в. (см., например: Ибн ал-Асир. Атабеки, с. 289).
85. Спасет-Намэ, с. 72; Ибн Бнби, с. 55; Ибн ал-Асир. Атабеки, с. 140.
86. См.: Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, с. 371; И orst И. Die Staatsverwaltung der Grosselguqen und Horazmsahs, c. 23; Houtsma M. Th. The Death of Nizam al-Mulk and Its Consequences; Bowen H. Notes on Some Early Seljuqid Viziers.
[66]
одного из везиров Ридвана 87. Везиров назначало и смещало то лицо, у которого они служили. Впрочем, у сирийских Сельджукидов влияние везиров представляется не очень значительным. Гораздо большую роль у них играли атабеки. Исключением можно считать везира Зенгидов Джамал ад-дина Мухаммада ал-Джавади ал-Исфагани; он был при Имад ад-дине и его сыне Сайф ад-дине Гази (в Мосуле) не только везиром, но и политическим советником, подобно членам курдской фамилии Шахразури 88.
После арабского завоевания Сирии (приходившегося на 634—641 гг.) страна была разделена на четыре военные провинции (джунд, мн. ч. аджнад).
1. Джунд Дамаска, занимавший почти всю Центральную Сирию — от морского побережья до пустыни, кроме Галилеи. Дамаск был его административным центром.
2. Джунд Иордана, включавший Галилею, Батанийю и Джа-бал Аджлун. Его центром была Табария.
3. Джунд Палестины, включавший палестинское побережье и область с горами Билад аш-Шарат в Трансиордании.
4. Джунд Химса, находившийся к северу от джунда Дамаска, вначале охватывал всю Сирию.
Еще севернее после 680 г. был создан пятый джунд — Кин-насрин, занимавший территорию к северу и востоку от Оронта. На юге он доходил до Шейзара и Хамы. Позже административным центром этого джунда стал Халеб, но старое название провинции сохранилось 89. Во главе каждой провинции находился назначаемый халифом амил.
При ранних Аобасидах это деление сохранялось 90, но в последующие века, видимо, исчезло. При Фатимидах Дамаск был резиденцией их сирийского наместника, а в крупных городах находились гарнизоны, полномочия командующих которыми, несомненно, простирались и на округу. Два султаната Сельджукидов— Халеб и Дамаск — стали при Hyp ад-дине двумя основными провинциями. Для эпохи Hyp ад-дина Н. Елисеев различает в дамасской провинции шесть округов (дистриктов): Гута, Бикаа, Баниас, Джаулан, Батанийя, Хауран. Химс, подчиненный Дамаску, он считает отдельной административной единицей 91. Но это деление плохо просматривается в источниках, как и подразделения халебской провинции.
_________
87. Камал ад-дин II, с. 95, 97; см. также с. 112, 138.
88. Бундари. с. 209—213. Джамал ад-дин закончил свою жизнь в тюрьме, куда был заточен Кутб ад-дином Ма уду дом (Ибн ал-Асир VIII, с. 241; IX, с. 87—88).
89. Al-Mokaddasi. Descriptio imperii moslemici auctore Schamso'd-din Abu AbdoIlAh Mohammed ibn Ahmed ibn abi Bekr al-Banna al-Basschari al-Mokadd- asi.— BGA. Ill, 1877, c. 154; Elissieff N. La description de Damas d'Ibn Asakir (historien mort a Damas en 571/1176), c. 175.
90. Sourdel D. La Syrie au temps des premiers califes Abbassides (132/750— 264/878), c. 158.
91. Elissieff N. Nur ad-din. Vol. Ill, c. 782.
[67]
Джазира по-прежнему делилась на три исторически сложившиеся области, перечисленные в начале нашего очерка.
О деталях провинциального, как и центрального, управления в сельджукской Сирии известно очень мало. Поэтому при наличии некоторой нивелировки социально-политической организации в рамках сельджукского государства для создания общего представления о ней следует наряду с сообщениями наших хроник использовать интересный сборник документов — «Атабат ал-катаба» («Ступени совершенствования катибов»). Составитель сборника — глава государственной канцелярии иракского султана Санджара (1118—1157) Мунтаджаб ад-дин Бади ал-Джувайни.
Документы «Атабат ал-катаба» показывают, что на все важнейшие военные, религиозные, гражданские должности (мударриса, кадия, наиба, раиса, хатиба, шихне, управителя вакфов) назначал сам султан. Он же назначал и наместников провинций— валиев 92. В их руках сосредоточивалась и военная и гражданская администрация. В своей провинции (амал) валий являлся и главнокомандующим, ему подчинялся шихна, о котором речь будет далее, а также градоначальники (раисы), обычно относившиеся к местным знатным родам 93. Это подтверждается и скудными сообщениями сирийских хроник.
Судебная власть была централизована. Кадий подчинялся только назначившему его султану; считалось, что функциональные полномочия кадия восходят к пророку. Во всех крупных городах кадий имел своих помощников, подчиненных кадиев, в ведении которых были дела шариата (религиозное и семейное право). Помощники, однако, стремились к самостоятельности: Камал ад-дин рассказывает об отказе судей Халеба и Дамаска в 1162/63 г. принести клятву верности главному судье Мухаммаду аш-Шахразури, назначенному Hyp ад-дином 94. Иногда вновь вступивший в должность судья получал диплом инвеституры от главного кадия из Багдада. Так было, например, с дамасским кадием Али ибн Мухаммадом ал-Курайши в 1142/43 г. 95.
Кадии получали жалованье из казны, дифференцированное по воле назначавшего. Ибн ал-Асир со слов своего отца передает: когда до Имад ад-дина дошли нарекания по причине того, что «кадий Камал ад-дин аш-Шахразури получает ежегодно
___________
92. Джувайни, с. 34; для Сирии см., например: Камал ад-дин II, с. 236.
93. Джувайни, с. 43, 64 и др.; ср.: Буниятов 3. М. Государство атабеков Азербайджана (1136—1225), с. 172 и сл.
Арабские источники по Сирии подтверждают вывод Р. А. Гусейнова, основанный на изучении источников на сирийском языке: «В сельджукском государстве понятия административной области и военного округа совпадали» (Гусейнов Р. А. Сельджукская военная организация, с. 133).
94. Камал ад-дин II, с. 312. Судьей Халеба в то время был Абу-л-Фадль, дед Камал ад-дина. Ибн Халликан называет основателя фамилии Абу Ахмада аш-Шахразури «отцом судей», ибо из его потомков вышли многие судьи Сирии и Джазиры (Ибн Халлнкан I, № 547; II, № 714). При Зенги члены этой фамилии занимали должность кадия в Мосуле (Бар Гебрей, с. 253).
95. Ибн Каланиси, с. 277.
[68]
более 10 тысяч эмирских динаров, а другие [кадии] —500 динаров», Зенги ответил: «Он этого стоит, а другим и 500 много. Одно дело, совершенное им, стоит более ста тысяч динаров» 96. Есть известие о пожаловании кадию за службу икта, относящееся, правда, не к Сирии: иракский султан Махмуд по праву старшинства среди Сельджукидов в 1127 г. назначил Баха ад-дина аш-Шахразури главным судьей всей страны, увеличив его икта (видимо, полученные ранее) и прочее имущество 97.
При Hyp ад-дине появился апелляционный суд (мазалим, или дар ал-адл), возглавляемый им как атабеком и султаном, где дела решались на основе обычая 98. Правители, как правило, перекладывали ведение суда на своих представителей, включая кадия; общей тенденцией для мусульманского мира было пре-вращение мазалим в шариатский суд 99.
Система контроля над провинциальной администрацией, судя по «Атабат ал-катаба», не была эффективной, что приводило к злоупотреблениям властью и обогащению должностных лиц 100. Природа власти была личной. Держателям одной и той же должности в разных местах принадлежали совершенно разные полномочия; это зависело от султана, валия, а также от активности чиновника.
Плюрализм должностей, против чего выступал Низам ал-Мульк, был повсеместным 101. В Сирии при Ридване, например, раис Халеба Баракат ал-Маджанна, занимавший эту должность еще при Ак-Сункуре и Тутуше, захватил в свои руки суд и везират, убив соперника — везира Абу Насра ибн ал-Наххаса. Ридван назначил нового раиса, но должности везира и кадия остались за ал-Маджанной 102 Раис Дамаска Муаййад ад-дин
_____________
96. Ибн ал-Асир. Атабеки, с. 113. Известно, что кадий аш-Шахразури выполнял ответственные дипломатические поручения атабека, например организовал торжественное принесение знатью Багдада клятвы халифу ал-Муктафи и аннулирование клятвы, данной его предшественнику ар-Рашиду (там же, с. 98).
97. Ибн ал-Асир VIII, с. 324.
98. Ибн ал-Асир. Атабеки, с. 305—306. Об апелляционном суде в Сирии см. также: Ибн ал-Асир IX, с. 125; Ибн Каланиси, с. 194; Абу Шама I, с. 8, 14, 16. В «Атабат ал-катаба» упоминаются наряду с судом кадия еще два типа судов — суд раиса, имевший дело с налоговым обложением, и суд шнхна — по делам государственной безопасности. Ничего подобного в доступных нам источниках найти не удалось.
99. Lambton А. К. S. The Internal Structure of the Saljuq Empire, c. 229,269.
100. Ср. рассказ Низам ал-Мулька в гл. 13 «Снасет-Намэ», где говорится об одном из суден Ирака: «Поначалу этот судья был человеком бедным, семейным, тот размер ежемесячной платы, что я ему положил, должен быть только достаточен ему. Теперь же у него в Багдаде в по округам столько земельных владений, пальмовых рощ, садов, огородов, домов, торговых помещений, предметов роскоши и ценных вешей, что всему этому нет границ. Он не мог все это добыть от своей ежемесячной платы» (с. 82).
101. См., например, «Сиасет-Намэ», гл. 42: «В государстве существуют большие, мелкие, средние должности; каждому амилю и мутасаррифу следует приказывать службу по размеру его одаренности, достоинства и средств. Если он обладает одной службой и хочет еще, не соглашайся, не давай позволения, чтобы этот чуждый обычай не вошел в употребление» (с. 170—171).
102. Камал ад-дин II, с. 138—139.
[69]
Мусайиб завладел в правление Муджир ад-дина Абака на некоторое время везиратом 103. Под 1117/18 г. у Камал ад-дина говорится: «И были возвращены опека над Султан-шахом (малолетним сыном Ридвана.— Л. С.), и командование войском, и управление делами смотрителю войска ал-Амиду Абу-л-Маали ибн ал-Малаххи, и он вел дела и управлял» 104.
Материалы «Атабат ал-катаба» показывают: если какая- либо территория в пределах провинции передавалась в икта, функции наместника (валия), естественно, ограничивались. Если держатель икта занимал официальный пост в этой же местности, то получал и права юрисдикции на своем икта, а гражданские чиновники становились в административном отношении его подчиненными 105. Таким образом, институт икта объединял в себе функции власти и управления с условным землевладением, в чем наглядно проявлялась его феодальная сущность — как в Иране, так и в Сирии 106.
Видимо, и здесь, особенно при Зенгидах с их крепкой центральной властью, наблюдалось то же, что и у Сельджукидов Малой Азии, о чем писал В. Гордлевский: «Формально, конечно, должности не были наследственными, хотя часто высшие сановники старались власть передать детям, родственникам или близким им людям. И эта профессиональная или кастовая замкнутость могла быть сохранена там, где от человека требовались специальные знания» 107. Историк Камал ад-дин, например, был кадием — одним из членов целой династии халебских судей 108. Факты передачи должности раиса в Дамаске по наследству в фамилии ас-Суфи сообщает Ибн Каланиси 109.
Придворная и административная (в центре или провинции) службы не всегда дифференцировались, примером чего в Сирии могла служить должность хаджиба. Ее носитель — букв, «скрывающий» правителя занавесом), нечто вроде дворецкого, ка-
____________
103. См., например: Ибн Каланиси, с. 321.
104. Камал ад-дин II, с. 179.
105. Lambton A. The Administration of Sandjar's Empire as Illustrated in the Atabat al-Kataba, c. 374.
106. Эта феодальная сущность икта не признается западными востоковедами, принадлежащими к так называемой правовой школе. Типична в этом отношении позиция Э. Лэмбтон: «В отношениях между мукта и султаном... не было ничего подобного foi, связывавшего лорда и вассала в западноевропейском феодализме, где соглашение могло быть расторгнуто. Икта не было феодальным институтом в юридическом смысле» (Lambton А. К. S. Reflections on the Iqta, с. 376).
Б. Н. Заходер, определяя институт икта как феодальный соответственно принятому историками-марксистами определению этого понятия, неправомерно, на мой взгляд, делает уступку юридической школе, считая термин «ахд», переводимый как «клятва», «присяга», «договор», соответствующим французскому contrat d'infeodation (Сиасет-Намэ, с. 66, 200). Ахд означал признание суверенитета лица, дающего икта и обязанность несения в его пользу военной службы, не предполагая каких-либо обязательств со стороны этого лица.
107. Гордлевский В л. Государство Сельджукидов Малой Азии, с. 143.
108. См., например: Камал ад-дин II, с. 227; Cahen CI. La chronique abregee d'al-Azimi, с. 370—371.
109. Ибн Каланиси, с. 144—145.
[70]
мергера — мог быть одновременно послом, полководцем, командующим крепостью, наместником султана и т. п. Так, осадой Химса в 1136/37 г. вместе с Имад ад-дином Зенги руководил его главный эмир хаджиб Салах ад-дин Мухаммад ал-Ягысьяни 110.
Типично сельджукским институтом был шихна (шихне, шихнаки). В научной литературе термину «шихна», как правило, придается смысл «военный губернатор», «начальник полиции», «начальник гарнизона», что не исчерпывает его содержания 111. Назначение на эту должность могло исходить не только от султана, но и от раиса города или наместника провинции (ва- лия, наиба), которым это лицо должно было подчиняться в своих действиях 112. В одном из документов говорится о подчинении шихна наибу дивана вакфов 113. Шихна, по данным Джувайни, имел свой диван, а также суд, о чем упоминалось ранее 114.
О сирийских шихна сведений очень мало. Известно, что Наджм ад-дин Иль-Гази, а позже Зенги одно время являлись шихнаки Багдада (а Зенги и всего Ирака) 115. По наблюдениям Н. Елисеева, при Hyp ад-дине шихна Мосула выполнял лишь военные функции, а шихна Дамаска — лишь фискальные 116. При всем этом очевидно, что основной функцией шихна было установление порядка и обеспечение государственной безопасности 117.
__________
110. Ибн ал-Асир VIII, с. 357. Интересно и то обстоятельство, что, являясь в случае необходимости военачальником, хаджиб ал-Ягысьяни вместе с везиром Джамал ад-дином Мухаммадом управлял его (Зенги) «диваном» (Ибн ал-Аснр IX, с. 13).
111. В «Снасет-Намэ» есть следующее место: «Мукта над ним (народом.— Л. С.), как и правители вроде шихнэ, они с народом, как государь с другими, чтобы народ был доволен и чтобы избавиться от мучений и пыток в загробной жизни» (с. 34). Б. Н. Заходер комментирует эти слова следующим образом: «Оттенок покровительства, который придан в данной фразе термину шихнэ, обычно означающему начальника гарнизона, военного губернатора... напоминает о словах В. Р. Розен а о „недостаточном нашем знакомстве с административной терминологией времен Сельджуков" и сомнительности ряда трактовок именно этого термина» (Снасет-Намэ, с. 318; Образчик персидского канцелярского слога 6-го века гиджры, с. 154).
Сходного мнения придерживается Р. ле Турно, по словам которого термин «шихна» (а также «везир», «хаджиб», «раис» и др.) употребляется во всех хрониках той эпохи, но «соответствующая им реальность от нас ускользает». Его утверждение, что должность шихна занимали преимущественно гражданские лица, нам кажется необоснованным (Ибн Каланиси, с. XV). Исчерпывающее определение термина «шихна», как н других, было бы, как справедливо писал Б. Н. Заходер, очень нужно для составления так необходимого исторической науке толкового терминологического словаря мусульманского средневековья (Исторический журнал. 1944, № 7—8).
112. Джувайни, с. 37, 48, 53, 69.
113. Там же, с. 71.
114. Там же, с. 71, 79.
115. Ибн ал-Асир VIII, с. 323; Ибн ал-Асир. Атабеки, с. 46, 53; Ибн Халликан I, № 79.
116. Elissieff N. Nur ad-din. Vol. Ill, с. 833.
117. Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX— XIII вв., с. 234.
[71]
Что касается других административных институтов, то о возможности совпадения понятий «валий», «мукта» и «наиб» говорилось выше. Формальное различие между валием и владельцем икта, например, заключалось в том, что у первого все доходы с вверенной ему территории должны были поступать в казну, откуда валий получал фиксированное жалованье, тогда как мукта сам распоряжался доходами со своего икта, будучи обязан за это военной службой 118. Как в действительности обстояло дело в первом случае, мы не знаем.
Социальная мобильность Сельджукидами не поощрялась. В «Атабат ал-катаба» имеется следующая сентенция: «Каждая категория людей имеет [предназначенные ей] пути и дороги, и каждое сословие [синф] занимает [определенное] положение и должность [согласно] тому, что говорил всемогущий...» 119. Но в действительности бывшие рабы часто делались эмирами и занимали видные должности в государстве. В определенной степени «путем наверх», в ряды духовенства или гражданской бюрократии, для суннитского населения могло служить обучение в медресе 120. Вертикальная мобильность при слабом развитии горизонтальных связей была характерной чертой феодального общества как сельджукской Сирии, так и всего Ближнего Востока той эпохи 121.
Для бюрократии изучаемого периода, таким образом, характерны были отсутствие ясной дифференцированности государственных ведомств, нерасчлененность придворной и административной служб, совмещение должностей, личностный (а не институционный) характер полномочий должностного лица 122. Тем не менее мы можем говорить об усилении чиновничьей, бюрократической прослойки, обусловленном политическим объединением большей части Сирии при Зенгидах. Унификация административно-территориальной структуры была впоследствии продолжена Мамлюками.
__________
118. Cahen CI. La correspondence de Dlya ad-Din ibn al-Athir. Liste de lettres et textes de diplbmes, c. 38.
119. Джувайни, с. 35.
120. Leiser G. Notes on the Madrasa in Medieval Islamic Society, c. 22—23.
121. Лэмбтон считает эти два понятия — мобильность в указанном смысле и феодализм — несовместимыми. «Тот факт,— пишет она,— что многие держатели высших должностей формально были рабами, являлся одним из факторов, препятствовавших образованию феодального общества с его сочетанием вассалитета и бенефиция» (Lambton A. The Administration of Sandjar's Empire as Illustrated in the Atabat al-Kataba, c. 372).
122. Внешним выражением такого положения было распространение титулов, не соответствующих истинному положению должностных лиц, ибо в принципе каждый титул должен был обозначать социальную функцию данного лица. Об этом писал еще Низам ал-Мульк: у Саманндов были особые титулы для богословов, сипахсаларов и мукта, однако «после султана Алп Арслана... эти правила изменились, исчезло различение, титулы смешались; мелкое лицо просило титул — давали, пока не унизился сам титул» (Сиасет-Намэ, с. 158). Через сто лет после Низам ал-Мулька то же явление привлекло внимание Ибн Джубайра во время его путешествия по Джазире (с. 171).
[72]
Цитируется по изд.: Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. М., 1990, с. 64-72.