Голиарды

В этом хоре похвал Парижу с особой силой звучит высокий голос странной группы интеллектуалов. Это — голиарды, для них Париж — земной рай, роза мира, бальзам вселенной. Paradisius mundi Parisius, mundi rosa, balsamum orbis.

Кто такие голиарды? Вел скрывает от нас эту фигуру. Анонимность, скрывающая большинство из них, легенды, пущенные в шутку ими самими, или те, что распространялись их недругами, обильно сдобренные клеветой и злоречием; наконец, истории, сложенные эрудитами и современными историками, заблудившимися в обманчивых подобиях и ослепленными предрассудками. Иные из этих историй перенимают проклятия соборов и синодов, а также некоторых церковных писателей XII—XIII веков Клириков-голиардов, или странствующих клириков, называли бродягами, развратниками, фиглярами, шутами. Одни изображали их как богему, псевдо-студентов, глядя на них то с известным умилением (пусть молодежь перебесится!), то с опаской и презрением (смутьяны, нарушители порядка, разве они не опасны?).

Другие, наоборот, видят в них своего рода городскую интеллигенцию, революционную среду, открытую всем формам явной оппозиции феодализму. Где же истина?

Стоит нам избавиться от фантастических этимологии, и оказывается, что нам неведомо даже происхождение слова «голиард». Его считали производным от Голиафа, воплощения дьявола, врага Бога, или от gula, — глотки, дабы сделать из учеников сего врага божьего пьянчуг и горлопанов. Так как Голиаса, исторического основателя ордена, членами которого были голиарды, найти не удалось, то нам остаются лишь несколько биографических деталей кое-кого из них и сборники стихов — индивидуальные или коллективные, carmina burana, — а также проклинающие или очерняющие их современные тексты.

Цитируется по изд.: Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003, с. 22-23.

Понятие: