Сатурналии
Сатурналии и аналогичные празднества 1
С римской Сатурналией мы можем сравнить праздник, который проводят багесу с горы Элгон в Кении. Эти дикари были разделены на кланы, постоянно воевавшие друг с другом. Но раз в году, после сбора урожая, когда уже сварено пиво, между кланами объявлялось перемирие. «В это время никто не мог носить оружия; копья и ножи заботливо прятали, и мужчины ходили вооруженные лишь длинными бамбуковыми палками, внутри которых находились трубки для распития пива, достигавшие иногда четырех футов в длину и имеющие на одном конце сплетенный из тростника фильтр. До тех пор, пока было пиво, люди ходили от деревни к деревне, и днем и ночью выпивая, танцуя и напевая. Пиво выносили на открытые площадки в больших чанах, вокруг которых отдельными группами располагались мужчины и женщины. В центре каждой группы стоял чан, все сидящие вокруг опускали в него трубки. Эти сборища превращались в настоящие вакханалии, ибо мужчины и женщины сожительствовали, невзирая на брачные узы. Это особенно удивительно, так как в иное время женщины племени вели строго целомудренный образ жизни, а мужчины ревностно оберегали своих жен» 2.
В другом месте я представил некоторое описание Главы Рождественских Увеселений в Англии, который мог быть отдаленным преемником Царя Сатурналии в Древнем Риме 3. Более подробное описание этого веселого шута представил Стратт в работе Sports and Pastimes o f thePeoples of England, дополненной цитатами из более ранних авторов, к ней я должен отослать читателя за дальнейшими деталями 4.
Также я упоминал о неудачливом характере, как правило приписываемом периодам, прибавляемым для согласования календаря с солнечным годом. Народ тигре в Абиссинии, по-видимому, трактует в качестве прибавленных для согласования (epagomenes) пять или шесть дней, предшествующие летнему солнцестоянию (Иванову дню), ибо «в эти дни они не трогаются со своих стоянок и не выгоняют скот; они не собирают мочу скота *, и не пахтают молоко, а пьют его свежим и не отправляют его на продажу. В эти дни они также не присматривают за полями, чтобы их не выжгло солнце и урожай не оказался испорченным. По окончании этих дней они очищают своих коров (святой водой), в день очищения доят их “для церкви” и отдают молоко жрецу. В прежние времена все это делалось постоянно; и даже сегодня сохранились некоторые из этих обычаев» 5.
В другом месте я упоминал о так называемом буддистском посте, ежегодном периоде в три месяца, который набожные буддисты проводили, постясь и в молитвах. На эту тему я могу привести следующее сообщение: «Три месяца, начиная с полнолуния “начала поста” (Васо, июнь или июль) до полнолуния “завершения религиозных служений” (Тхадингит, сентябрь или октябрь), составляют бирманский пост (Ва). Это время года считается истово верующими и особенно пожилыми буддистами исключительно священным.
В это время следует поститься, регулярно посещать пагоды и храмы и тщательно соблюдать все предписываемые религиозные службы. Если во время Великопостного периода монах в течение ночи отсутствовал в своем монастыре, он терял свой религиозный сан вследствие нарушения монашеских обетов, если беспрерывно не повторял предписываемую для искупления греха формулу. Набожный мирянин, страдающий от болезни, чтобы оставаться правоверным, должен просить освобождения (Вабан) от правил поста. Почитание, которым пользуется Понги (глава монастыря), определяется, ceteris paribus ** количеством соблюденных им постов, не разрывая своей связи с Ассамблеей и снова возвращаясь к общению с мирянами. Даже настоятель или епископ будут свидетельствовать свое почтение простому монаху, если в этом отношении его репутация превосходит их собственную.
Установление поста на три летних, а не весенних месяца, вероятнее всего, обусловлено тем, что в Магхаде (Бихар или Непал), где был основан буддизм, они составляют пик сезона дождей, когда монахи, насколько это возможно, не покидают своих монастырей: и это, конечно же, давало им достаточно времени для изучения закона и передачи его мирянам, приходившим к ним за советом» 6.
Рассказывая о буддистском посте в Бирме, другой автор отмечает: «Во время поста истово верующим запрещены браки, празднования и публичные развлечения. Некоторые монахи удаляются в лес или в горные пещеры, расположенные далеко от часто посещаемых людьми мест, чтобы посвятить себя религиозной медитации; люди более строго чем обычно соблюдают четыре дня службы, предписываемые на каждый лунный месяц, во время которых все истинные буддисты должны поклоняться в пагодах. Лишь самые набожные монахи превращаются в отшельников во время поста. Остальные каждую ночь возвращаются в свои монастыри и не имеют права странствовать по стране до тех пор, пока не закончится этот период. В Пинг во время поста вывешивают фонари, чтобы освещать духам путь по воздуху и лишить их оправдания за спуск на улицы. Этот обычай соблюдается повсеместно и, вероятно, обязан своим появлением тому, что завершение сезона дождей является нездоровым периодом, и люди считают, что болезни приносят духи» 7.
Цитируется по изд.: Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Новые плоды (исследования магии и религии). М., 2014, с. 373-375.
Примечания
* Моча скота используется в дублении
** При прочих равных условиях (лат.). — Прим, перев.
1. The Sapegoat. Р. 306 sq.
2. Roscoe J. The Bagesu. P. 4.
3. The Scapegoat. P. 31 sqq.
4. Strutt ]. Sports and Pastimes of the Peoples of England. Цит. no: William Hone. London, 1834. P. 339 sqq.
5. Littman E. Publications of the Princeton Expeditions to Abyssinia. II. 245.
6. Nisbet J. Burma under British Rule. II. 151 sqq.
7. Hallett H. S. A Thousand Miles on an Elephant in the Shan States. Edinburgh and London, 1890. P. 258.